От Абхазии до Камбоджи. Приключения мальчика в инвалидной коляске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Петербург 22/07/2015 Сюжет Проект «Два капитана»
Особые потребности не мешают путешествиям.
Особые потребности не мешают путешествиям. АиФ

Тропические рыбки

Способность передвигаться Олежка потерял из-за миопатии Дюшенна. Эта прогрессирующая мышечная дистрофия проявляется в раннем детстве, и к 8-12 годам ребёнок уже не может ходить. Но семья решила: болезнь - не повод отказываться от путешествий.

«Мы старались вывозить его и брата на отдых при каждой возможности, - рассказывает папа Константин. - Первое путешествие было в 2004 году, Олегу - три, Артёму - семь лет. Сначала отправились по черноморскому побережью Краснодарского края, потом посетили Крым и Абхазию. Мальчишки любопытные, так что мы не ограничивались пляжем, а соглашались на все экскурсии. Хотели, чтобы сын максимально долго шёл сам. Где не мог, возили в коляске, либо я нёс его, например, Голицынской тропой он ехал на мне. Пока Олег был маленький, мы даже в горы под Геленджиком забирались. Сейчас это уже невозможно».

Первой по-настоящему «заграничной» поездкой стало путешествие в Египет в 2009 году.

«Олежка очень хотел посмотреть на тропических рыбок в море, - вспоминает отец. - И Петербургский детский хоспис благодаря проекту «Мечты сбываются» подарил ему путёвку. Жили под Хургадой, ходили на судне с подводными иллюминаторами, кормили морскую живность, плавали с масками - я клал сына себе на спину. Потом проехали в автобусе по Египту через Каир в Александрию, 800 км туда и обратно. Покатались по Нилу, посмотрели на пирамиды и прошлись по Александрийским садам. Было непросто - приходилось спать в автобусе с ребёнком на руках, как-то ходить в туалет, совсем не приспособленный для человека с особыми потребностями. Мы привыкали к тому, что заставляем всех ждать при посадке и выходе. Я выносил сына на руках из автобуса, а водитель доставал наше кресло. Этакое психологическое испытание и для нас, и для группы. Но все отнеслись с пониманием и даже помогали. А когда мы попали в Каирский музей, то коляску по ступенькам вместе со мной поднимали туристы со всех стран. В основном везде люди приветливы и доброжелательны. Да и мы стремимся сами всё преодолевать, стараясь не создавать неудобства».

В самолёт - с распиской

После Египта семья посмотрела Финляндию, Швецию, Германию, Грецию, Турцию, Черногорию, Албанию и Камбоджу. Временами путешествовать с коляской было даже удобнее - в аэропорту быстрее пускали через границу и таможню, в самолёт сажали первыми.

«Неприятная ситуация была лишь раз в 2013 году. Мы возвращались из Камбоджи с пересадкой в Москве. Компания S7 заявила, что не обязана везти ребёнка, и потребовала справку, что у Олега нет противопоказаний к полёту. А затем и расписку, что мы берём ответственность на себя и отказываемся от претензий к перевозчику».

Чаще заминки случаются из-за коляски. Ребёнок не может сам держать спину, поэтому она у нас особая. Но часто авиакомпании пересаживают маломобильных пассажиров на свои коляски. Приходится каждый раз объяснять, что с обычной мальчик упадёт, договариваться, чтобы оставляли нашу, пока не зайдём на борт, и доставали, когда сходим с него.

Родители тщательно подбирают отели, билеты и экскурсии, описывая ситуацию. Но обычные люди часто не понимают потребностей туриста в коляске.

«На любом входе есть одна-две ступеньки или неудобные пандусы. Принимающей стороне не приходит в голову, что это большое препятствие для нас. В отелях предлагают на четверых два номера. А нам с женой надо по очереди всю ночь переворачивать Олега, сам он этого не может».

Бывает, экскурсоводы говорят, что маршрут лёгкий. А в итоге - дорога просёлочная, с ямами, и везде лестницы. Так, во время посещения Бахчисарайского фонтана надо было поднять ребёнка на коляске по ступенькам. Я был один и не смог этого сделать. Помогли попутчики.

Как-то в Евпатории мы с четырьмя детишками в инвалидных креслах воспользовались общественным транспортом. Кондуктор накинулся на нас, что мешаем другим пассажирам. В Берлине в транспорте инвалидную коляску наших друзей пнул немец. Но это было странное исключение из правил на фоне тотальной немецкой предупредительности.

Семейный сериал

Финляндия, куда Олега возили на операцию, продемонстрировала чудеса доступности.

«Там и автобусы, и достопримечательности, и поезд «Аллегро» оборудованы всем необходимым. Хорошо приспособлен для колясочников и Берлин. Там мы впервые увидели «приседающие» на бок автобусы, поразились, что можно в коляске подняться на обзорную площадку Рейхстага, потому что пандус идёт до самого верха. Что можно кататься по Шпрее на кораблике и спокойно оставить кресло на берегу, его не украдут».

Но самой запоминающейся страной стала Камбоджа. Семья провела там три недели вместе с оператором и режиссёром - снимали кино.

«Жили не в самом цивилизованном месте, недалеко от дома находились злачные заведения и улица красных фонарей. Зато виды и красоты всё компенсировали. Плюс в шаговой доступности находился домашний контактный зоопарк со зверюшками. Глубоко в джунгли мы не попали, но недалеко смогли пробраться - хотели полюбоваться экзотическими змеями и насекомыми».

Самым экстремальным там стала поездка на лодке на острова. На море - сильные волны, отлив, судно гораздо ниже причала, а мне надо как-то передать ребёнка на борт. Боялись и я, и сын, но справились. Потом ныряли и плавали среди морских ежей и экзотических рыб. А когда пришло время возвращаться на борт, попали впросак. Надо из воды поднять по лесенке себя и Олега, затем перекинуть его через борт - а я не могу этого сделать, опереться в воде не на что.  Кое-как мама, папа и брат выдернули «репку» из воды.

С некоторых пор Байковы решили, что нужно делиться с другими своим опытом путешествий на коляске и лучшего способа для этого, чем документальный сериал, не найти. Семейный проект получил название «Доступная планета». Но отечественные каналы пока не заинтересованы в показе такого кино. Однако Байковы не оставляют надежду рассказать людям о том, что особые потребности не мешают путешествиям.

«В любой поездке всегда есть какие-то трудности и награда за их преодоление. В Бахчисарайском Ханском дворце мы так и не смогли подняться на второй этаж. Зато нам показали бани, закрытые для остальных туристов. В Абхазии не было доступной среды, но местный таксист проникся симпатией и везде возил бесплатно. Главная сложность - это дороговизна поездки и возможности ребёнка. Мы мечтаем увидеть Байкал, Дальний Восток, США, но этот путь сложнее европейского, а для Штатов надо много денег. Я знаю, что в Москве живёт путешественник на электрической коляске. У него двигаются только пальцы, но он самостоятельно проехал по России до Байкала. Если он смог, то и у нас есть шанс».

Также вам может быть интересно