aif.ru counter
Алина КЛИМЕНКО 2509

Пытка полетом. Эксперт по аэрофобии о том, как победить свой страх

По статистике, порядка 80% населения страны считают самолеты самым опасным видом транспорта, а более 30% страдают аэрофобией в той или иной форме.

Аэрофобия - расстройство, с которым можно бороться.
Аэрофобия - расстройство, с которым можно бороться. © / Shutterstock.com

Каждый полет на самолете превращается для вас в мучение? Вы помните в мельчайших подробностях обстоятельства всех авиакатастроф за последние несколько лет? Отказываетесь от путешествий в дальние страны, потому что долгого перелета вам не вынести? Ваша реакция не является уникальной. Приблизительно каждый третий взрослый человек боится летать, считают эксперты.

«С аэрофобией можно бороться», - считает пилот и авиационный психологАлексей Герваш.

Шанс - один к 20 миллионам

Алина Клименко, SPB.AIF.RU: Алексей, откуда в принципе появляется аэрофобия? Она является врожденным или приобретенным расстройством?

Алексей Герваш: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, я не знаю ни одного ребенка, который бы уже родился с аэрофобией и в два года панически боялся летать. Такого не бывает. Конечно, всегда есть какой-то день икс, когда человек вдруг начинает испытывать дискомфорт от полета. Как правило, боязнь наступает уже во взрослом возрасте, после 20 лет. Но важно знать и то, что человек может быть все-таки генетически предрасположен к тому, что у него в какой-то момент жизни начнут формироваться различные фобические расстройства. И так называемый тревожно-мнительный психотип как раз с наибольшей вероятностью, чем прочие, может быть подвержен этому заболеванию.

- Предполагаю, что помогают в развитии аэрофобии и социальные факторы. Все мы слышим про то, что самолетам, на которых летаем, давно пора на свалку. А пилоты у нас якобы некомпетентны и вообще порой бывают за штурвалом подшофе. Как результат - опрос ВЦИОМ показал, что порядка 85% населения страны считают воздушную авиацию самым опасным видом транспорта.

- На самом деле сегодня уровень безопасности авиации таков, что шанс погибнуть в самолёте у вас равен 1 к 20 миллионам. Поэтому, грубо говоря, вероятность подавиться котлетой гораздо выше, чем разбиться во время перелета.

Каждая конкретная авиакатастрофа – это целый комплекс невероятных факторов. И списывать случившееся на что-то одно конкретное, какую-то техническую неисправность, погодные условия или ошибку пилота – неверно. Реальные причины трагедий всегда очень сложны и многогранны.

Но мифы, которые вы перечислили, очень живучи. И в этом виноват как раз тот самый дефицит доверия, присущий тревожно-мнительному психотипу, который приводит к развитию фобии. Понимаете, когда человек испытывает сильный страх, ему необходимо как-то его логически обосновать. Отсюда выводы – «я знаю, что кругом царит халатность, некомпетентность и пьянство». Но всё это не соответствует действительности! И если хотя бы на десятую долю процента это было правдой, ежедневно в России должны были бы происходить десятки серьезных авиационных происшествий.

- Тем не менее, чаще всего причиной авиакатастроф называют именно «человеческий фактор».

- Практически любое происшествие – это человеческий фактор. Если я еду на автомобиле под мостом, и он рухнул – это человеческий фактор. Потому что кто-то этот мост проектировал и строил. Если отколовшаяся от исторического здания на Невском лепнина убивает прохожего – это тоже человеческий фактор, потому что здание вовремя не отремонтировали. Если у кого-то отрывается тромб, и он гибнет, это тоже человеческий фактор, потому что врачи это не предупредили.

Именно действиями либо бездействием людей объясняется практически 70% всех мировых трагедий. В случае с авиацией речь идёт не только об ошибках пилотов, но и о неправильных действиях диспетчеров или ремонтно-обслуживающего персонала. Однако не забывайте, что риски существуют абсолютно во всех областях человеческой деятельности. В любую минуту своей жизни вы подвергаетесь опасности: и дома, и в транспорте, и на обычной прогулке по улице. Невозможно контролировать и предугадывать все действия и поступки окружающих. Однако в полете эти риски минимальны.

Прежде всего – психология!

- Можно ли бороться с аэрофобией самостоятельно? Помогают ли в преодолении этого заболевания технические знания того, как работает самолет? Или развенчание мифов о катастрофах?

- Каждый случай индивидуален, но сразу хочу предупредить: все эти «успокояшечки», которые можно в огромном количестве прочитать в Интернете, развенчание заблуждений, красноречивая статистика и т.д. не оказывают на людей, страдающих аэрофобией, должного эффекта. Аэрофобия – это сложное комплексное расстройство, которое подразумевает терапевтическое вмешательство. Но тут проблема в том, что абсолютное большинство людей с аэрофобией в силу опять же того самого тревожно-мнительного психотипа никогда в жизни не обратятся за помощью, потому что склад характера заставляет говорить их: «Я не верю, что это поможет. Я сам все знаю. Что вы мне еще такого скажете, что я не проходил»…

Что касается знаний о процессе полета, то простому обывателю они ни к чему. Чтобы включить лампочку, вам не надо знать, как работает электростанция. Но если у вас есть фобия, вам придётся стать мини-экспертом в этой области. Иначе все пробелы своих знаний вы заполните собственными фантазиями - как правило, весьма пугающими.

Однако по своему опыту работы с аэрофобами могу сказать: только знания проблему не решат. Среди наших пациентов есть люди, которые прошли курсы по пилотированию в западных авиакомпаниях, то есть досконально изучили весь процесс полета! Но это не помогло им избавиться от страха. Почему? Потому что на этих курсах не затрагивается психология. А аэрофобия – это, прежде всего, психологическое расстройство. Поэтому мы уже давно пришли к схеме, в которой техническая часть занимает 20%, а коррекция психологии – 80%.

Молния, птицы, воздушные ямы…

- Алексей, и все-таки давайте развеем несколько распространенных мифов об авиакатастрофах.

- Давайте попробуем.

Большинство распространенных страхов, связанных с полетами - мифы.
Большинство распространенных страхов, связанных с полетами - мифы. Фото: Shutterstock.com/ Voyagerix

- Турбулентность – это очень опасно, недаром командир корабля приказывает пристегнуть ремни. Во время сильной тряски самолет может развалиться прямо в воздухе!

- Турбулентность – это естественное явление, неестественно воспринимаемое некоторыми людьми. Она не представляет собой никакой опасности для самолета, не оказывает разрушающего действия. Даже автомобили, движущиеся по трассе, или поезда, идущие по рельсам, подвергаются более высоким нагрузкам.

За всю многолетнюю историю гражданской авиации ни один пассажирский самолёт не разбился из-за турбулентности. Что касается команды «пристегнуть ремни», то экипаж просто беспокоится о том, чтобы во время сильной «болтанки» вы не ушиблись, например, о стоящее впереди кресло.

- Если во время грозы в самолет попадет молния, он сгорит.

- Самолет рассчитан таким образом, что при попадании разряда в корпус электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая реальных повреждений. Известно несколько авиакатастроф, произошедших в результате удара молнии, но все они случились очень давно, в 50-60-х годах, с тех пор конструкции самолетов были значительно скорректированы, чтобы избежать подобных случаев.

- Самолет может провалиться в воздушную яму и не выбраться из нее.

- Воздушных ям не существует в природе. Это элементарная физика! Воздух заполняет весь предоставленный ему объем, поэтому в принципе в небе не может быть пустого места, куда самолет способен провалиться. Все дело в том, что полет – это несколько неестественное состояние для нашего организма, поэтому вестибулярный аппарат создает множество различных иллюзий. Воздушные ямы – одна из них. На курсах мы подробно этот момент прорабатываем.

Шанс разбиться на самолете - один к 20 миллионам.
Шанс разбиться на самолете - один к 20 миллионам. Фото: pixabay.com/ Fuzz

- Птицы могут стать причиной авиакатастрофы – если они попадут в двигатель, он откажет, и самолет упадет.

- Начнем с того, что самолет не упадет, даже если у него откажут оба двигателя. Вообще, падающий камнем вниз самолет – тоже миф. Потому что его конструкция такова, что он будет планировать даже с отключенными двигателями.

Что касается птиц, то мелкие пернатые при попадании в двигатель просто перемалываются в муку. Чтобы птицы стали реальной проблемой, это должна быть целая стая крупных особей. Например, гусей, как это случилось в 2009 году в Америке с лайнером А320. Однако и тогда самолет благополучно приземлился, а точнее – приводнился на реку Гудзон. Повторение подобного инцидента равно практически нулю.

Страх и… собака

- Алексей, сколько времени необходимо для того, чтобы как-то скорректировать фобическое расстройство?

- Стандартный курс длится три дня, но это вовсе не значит, что через этот период человек станет с легким сердцем летать до конца своей жизни. Однако данного времени достаточно, чтобы изменить вектор в позитивном направлении. Опять же, все индивидуально. Кто-то справляется легче и быстрее, с кем-то нужно долго работать.

Бывают и регрессы, но мы их учитываем и сразу вооружаем человека инструментами, с помощью которых он может их сгладить и уменьшить, либо и вовсе предупредить и не допустить.

Вообще, не бывает одинаковых полетов. Есть лучше, есть хуже, это зависит от многих факторов, в том числе – степени усталости, уровня стресса в жизни, у женщин еще и от гормонального фона в данный момент. А закончить интервью я хочу притчей о страхе.

«Одного суфия спросили о том, кто был его первым учителем. Он ответил: «Собака. Однажды я наблюдал, как собака, испытывавшая сильную жажду, хотела напиться из озера. Она осторожно подкрадывалась к воде, наклоняла голову и в ужасе отскакивала. Но жажда была сильна - и всё повторялось сначала: каждый раз она заглядывала в воду и отскакивала. Я понял: она пугалась собственного отражения в воде. Наконец собака нашла выход. Она отошла подальше, разбежалась и прыгнула в воду. И там, подальше от края, начала жадно лакать.

Так и мы, испытывая жажду духовной жизни, можем испугаться собственных страхов, самих себя, если подходим осторожно, не погружаясь. Собака научила меня, как нужно поступать со своими страхами».

Берите пример с собаки. Не сдавайтесь. Боритесь со своими страхами.




Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. nik1953
    |
    13:05
    03.09.2016
    1
    +
    -
    Конечно, попасть в авиакатастрофу 1 шанс из 20 миллионов, однако есть небольшое НО, выжить в авиакатастрофе шансов - абсолютный нуль. Даже в жесточайшей бомбардировке, железнодорожной, автомобильной... и т. д. катастрофах есть шанс выжить. В авиационной - шансов просто нет. И самое главное в этом случае от вас ничего не зависит. Во время полёта вы просто себе не принадлежите и не можете ни на что повлиять. Даже, находясь в автомобиле на "встречке", есть шанс увернуться, сбежать на обочину, подставить заднюю часть автомобиля под удар и т. д. В самолёте мы не можем ничего, кроме, как молиться. Это и есть основная причина аэрофобии.
Комментарии (1)
  1. nik1953
    |
    13:05
    03.09.2016
    1
    +
    -
    Конечно, попасть в авиакатастрофу 1 шанс из 20 миллионов, однако есть небольшое НО, выжить в авиакатастрофе шансов - абсолютный нуль. Даже в жесточайшей бомбардировке, железнодорожной, автомобильной... и т. д. катастрофах есть шанс выжить. В авиационной - шансов просто нет. И самое главное в этом случае от вас ничего не зависит. Во время полёта вы просто себе не принадлежите и не можете ни на что повлиять. Даже, находясь в автомобиле на "встречке", есть шанс увернуться, сбежать на обочину, подставить заднюю часть автомобиля под удар и т. д. В самолёте мы не можем ничего, кроме, как молиться. Это и есть основная причина аэрофобии.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?