Примерное время чтения: 14 минут
19565

Последний рейс. Как летчики пытались предотвратить страшные авиакатастрофы

Обломок самолета, летевшего из Анапы в Петербург в 2006 году.
Обломок самолета, летевшего из Анапы в Петербург в 2006 году. www.globallookpress.com

Крушение Ту-154, летевшего из Сухуми в Петербург, произошло в городской воздушной гавани ровно 25 лет назад – 23 мая 1991 года.

SPB.AIF.RU вспомнил крупнейшие в истории гражданской авиации падения самолетов, связанные с аэропортом «Пулково».

Посадка на Неву

Дата: 21 августа 1963 года

Летом 1963 года самолет Ту-124 выполнял свой обычный рейс из Таллина в Москву. 21 августа утром воздушное судно вылетело в столицу и взяло курс на аэропорт «Внуково». Вскоре после взлета экипаж заметил неполадку – заклинило переднюю стойку шасси в полуубранном состоянии. Таллин не смог принять самолет из-за тумана, поэтому было принято решение сажать самолет в Ленинграде. Ту-124, перевозивший 52 пассажира, должен был приземлиться в аэропорту «Пулково», тогда еще называвшийся «Шоссейная».

Лайнер начал кружить недалеко от Ленинграда, вырабатывая топливо. В это время персонал «Шоссейной» готовил полосу для экстренной ситуации. Попутно экипаж пытался бороться с неисправностью. В какой-то момент у самолета остановился левый двигатель. Было получено разрешение на пролет через город. Спустя короткий промежуток времени у лайнера отказал и второй двигатель. Ту-124 начал парить на полукилометровой высоте над центром Северной столицы. Экипаж решил сажать самолет прямо на Неву.

Приводнение выполнял второй пилот – Василий Чеченев, уже имевший подобный опыт. Самолет пролетел над еще строящимся мостом Александра Невского и сел на воду в районе Финляндского железнодорожного моста.

Все 52 пассажира и семь членов экипажа остались живы – их эвакуировали в Москву. Самолет спустя какое-то время все-таки затонул, однако его достали и отправили в Тамбовскую область в качестве тренажера. В 1970-е воздушное судно утилизировали.

Вот такой самолет Ту-124 удалось посадить на воду советским летчикам.
Вот такой самолет Ту-124 удалось посадить на воду советским летчикам. Фото: Commons.wikimedia.org

Огонь в небе

Дата: 27 апреля 1974 года

В конце апреля 1974 года самолет Ил-18 выполнял дополнительный рейс – из Ленинграда в Краснодар, лететь должны были через Запорожье. На борт взошли 102 пассажира, среди которых четыре ребенка, а также семь членов экипажа.

Через несколько минут после взлета у лайнера загорелся четвертый двигатель. Командир самолета принял решение развернуть воздушное судно и вернуться в «Пулково» - там Ил-18 уже ждали пожарные машины. Можно было уйти и на военный аэродром в Горелово, но этого экипаж делать не стал. Отказом ответил командир и на последнее предложение приземлиться на военном аэродроме города Пушкин.

Однако пожар в двигателе не дал дотянуть самолету до «Пулково». До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: «Падаем, конец». Никто из людей, находившихся на борту, не выжил в той страшной авиакатастрофе, причиной которой назвали неисправность в двигателе.

Сохранившиеся обломки самолета.
Сохранившиеся обломки самолета. Фото: Commons.wikimedia.org

Фатальный взлет в Иркутске

Дата: 9 февраля 1976

Самолет Ту-104 в феврале 1976 года должен был выполнить рейс из Иркутска в Ленинград. Также были предусмотрены посадки в Новосибирске и Свердловске. На борт воздушного судна в Иркутске посадили 99 взрослых пассажиров, которые заняли все кресла. Затем по разрешению экипажа на борт были взяты еще четыре пассажира с билетами, но без мест. Двое из них были размещены в туалете, а двое – в переднем вестибюле. Пятый пассажир, взрослый сын бортрадиста, был взят экипажем без билета в пилотскую кабину. Все пять пассажиров в документах на загрузку указаны не были.

Ту-104 начал взлет, но произошел крен вправо. В зоне поражения оказалось северокорейское воздушное судно Ту-154Б, недавно приземлившееся в Иркутске. Самолету КНДР чудом удалось уйти от столкновения. Советский Ту-104 компании «Аэрофлот» сперва задел заснеженную землю, а затем ударился носом. Фюзеляж был разрушен на три части, но пожара на борту не возникло.

На месте погибли семь членов экипажа и восемь пассажиров. В больницах скончались еще девять человек, 78 людей получили ранения.

Впоследствии в числе причин, приведших к авиакатастрофе летевшего в Ленинград самолета, назвали неравномерную заправку топлива в левую и правую плоскость и ряд ошибок летчиков.

Северокорейский Ту-154 уходил от столкновения на ВПП в Иркутске.
Северокорейский Ту-154 уходил от столкновения на ВПП в Иркутске. Фото: Commons.wikimedia.org

Жесткая посадка на картофельное поле

Дата: 19 мая 1978

В мае 1978 года пилот первого класса Анатолий Федоров совершал свой первый полет в качестве командира самолета Ту-154Б компании «Аэрофлот» – воздушное судно должно было выполнить рейс из Баку в Ленинград.

На высоте 10 км у лайнера отключились сразу три двигателя. Командир был вынужден сажать Ту-154 на картофельное поле в деревне Хмелевая в Тверской области, не долетев до военного аэродрома Дорохово. Самолет ударился о телеграфный столб. Фюзеляж воздушного судна разломился пополам. В результате пожара лайнер сгорел полностью.

На борту было 127 пассажиров. Погибли четыре человека: ребенок, которого зажало между креслами, его мать, пытавшаяся спасти ребенка, а также два пассажира, которые не пристегнулись ремнями и встали со своих мест при экстренной посадке.

В ходе расследования выяснилось, что бортинженер-инструктор для проверки внимательности бортинженера-стажера отключил автомат перекачки топлива в расходный бак и забыл об этом. Стажер ничего не заметил.

Экипаж привлекли к суду. Бортинженер был приговорен к трем годам тюрьмы за преступную халатность. Командира корабля уволили со службы.

Аналогичный разбившемуся Ту-154.
Аналогичный разбившемуся Ту-154. Фото: Commons.wikimedia.org

124 жизни из-за грязи и гайки

Дата: 28 июня 1982 года

Эксплуатировавшийся совсем недолго к моменту авиакатастрофы Як-42 выполнял рейс из Ленинграда в Киев. Утром 28 июня вылет задержался всего на минуту – на фатальный перелет опоздал один из пассажиров, но на борт все-таки попал. В самолете было 124 человека: 113 взрослых и 11 детей.

Перед самым выполнением посадки в аэропорту назначения связь с бортом, получившим команду о занятии эшелона 7800 метров, пропала навсегда. Обломки самолета нашли у западной окраины деревни Вербовичи, недалеко от районного центра Наровли Гомельской области Белорусской ССР. Расследование выявило, что у самолета возникли неполадки, в какой-то момент отключился автопилот, экипаж не сумел вывести самолет из пике, а Як-42 из-за колоссальных аэродинамических перегрузок разрушился на высоте 5700 метров при скорости 800 км/ч. Никто из людей, находившихся на борту, не выжил.

Первопричиной крушения Як-42 стал отказ привода стабилизатора, представляющего собой винтовой домкрат. Из-за некачественной сборки механизма в зазор винтовой пары попадала грязь, что приводило к повышенному износу и коррозии резьбы бронзовой гайки. Регламент по осмотру данного механизма был таков, что при периодических осмотрах каждые 300 летных часов невозможно было обнаружить признаки повышенного износа винтовой пары. В результате резьба настолько износилась, что в данном полете произошло разъединение гайки и винта. Поскольку механизм является также и передней опорой для стабилизатора, то от набегающего воздушного потока тот быстро перешел на максимальный угол, тем самым введя самолет в пике. При дальнейшем росте скорости произошло отделение стабилизатора из-за повышенного воздушного напора, что заодно привело и к появлению быстро растущего левого крена.

Трое сотрудников Московского машиностроительного завода «Скорость» получили по два года тюрьмы за халатность. Эксплуатацию Як-42 прекратили на два года. Осмотрели все самолеты этой модели и на многих из них обнаружили износ резьбы привода стабилизатора.

Як-42 имел серьезные нарушения в конструкции, которые и стали причиной трагедии.
Як-42 имел серьезные нарушения в конструкции, которые и стали причиной трагедии. Фото: Commons.wikimedia.org

Авиакатастрофа с оглаской

Дата: 23 мая 1991 года

До 1990-х в стране предпочитали не освещать в прессе авиакатастрофы. Разрушение на взлетно-посадочной полосе в Ленинграде самолета Ту-154 стало первой аварией, о которой говорили многие СМИ.

Воздушное судно вылетело из Сухуми в Ленинград 23 мая 1991 года. В салоне самолета было 174 человека: 160 взрослых и 14 детей.

Авиакатастрофа унесла человеческие жизни непосредственно на ВПП в «Пулково». Экипаж сажал самолет в условиях сильного ливня. Воздушному судну также не поступало исчерпывающей информации по посадке от диспетчеров. Произошла разбалансировка самолета у самой ВПП. Однако экипаж, в работе которого эксперты впоследствии заметили несогласованные действия, еще мог уйти на второй круг, но ряд ошибок привел к жесткому и фатальному приземлению. Ту-154 начал разрушаться при жестком соприкосновении с землей.

В катастрофе погибли 15 человек, в том числе двое детей. Командир и 37 пассажиров получили ранения.

Именно этот самолет развалился на куски в Ленинграде.
Именно этот самолет развалился на куски в Ленинграде. Фото: Commons.wikimedia.org

Единственное падение Ил-86

Дата: 28 июля 2002 года

Перегоночный рейс самолета Ил-86 выполнялся по маршруту Петербург – Москва – Сочи – Москва – Петербург. Воздушное судно вылетело из столицы в 15.25 МСК. Самолет оторвался от земли и стал набирать высоту, но всего две секунды спустя в крайнее положение внезапно перешли оба горизонтальных хвостовых стабилизатора. Опытные пилоты в ситуации разобраться даже не успели. Воздушное судно опрокинулось влево, упало в лес и взорвалось недалеко от Димитровского шоссе. Это было единственное крушение Ил-86 в истории. Самолет разрушился и сгорел.

Спастись удалось лишь двум бортпроводницам. Погибли 14 человек. Основной причиной произошедшего признали ошибочные действия пилотов.

Самолет Ил-86 за семь месяцев до трагедии.
Самолет Ил-86 за семь месяцев до трагедии. Фото: Commons.wikimedia.org

Смертельная гроза

Дата: 22 августа 2006 года

Страшнейшая авиакатастрофа, унесшая жизни 170 человек, произошла при выполнении рейса самолетом Ту-154 из Анапы в Петербург. Воздушное судно было полностью заправлено и уже совершило первый за день рейс в Краснодарский край. На обратном пути в небе недалеко от Донецка экипаж ждало испытание – сильнейшая гроза.

Самолет попал в зону непогоды, шел град. Сильнейшая турбулентность, болтанка. Экипаж самолета пытался вывести Ту-154 из трясущегося состояния и стабилизировать высоту – для этого был отключен автопилот. Самолет был выведен на закритические углы атаки, лайнер свалился в плоский штопор. Вертикально Ту-154 вошел в землю – шансов выжить не было ни у кого.

На 2016 год эта авиационная катастрофа по масштабам занимает третье место в истории Украины и самолета Ту-154.

Место крушения самолета, летевшего в Петербург.
Место крушения самолета, летевшего в Петербург. Фото: www.globallookpress.com

Теракт над Египтом

Дата: 31 октября 2015

Террористический акт на борту самолета Airbus 321, который вез в Петербург с заграничного отдыха более 200 людей, произошел осенью прошлого года. Лайнер разрушился и разлетелся на куски в небе над Синаем.

Сперва самолет пропал с радаров – несколько часов утром 31 октября у россиян была надежда, что ничего страшного не случилось. Однако спустя некоторое время обломки А321 обнаружили в пустыне. Из 224 человек, находившихся на борту, никто не выжил.

Глава ФСБ Александр Бортников через несколько дней заявил, что на борту самолета было заложено взрывное устройство. Воздушное сообщение с Египтом было прекращено, а президент РФ Владимир Путин пообещал узнать поименно всех террористов, ответственных за крупнейшую гражданскую авиакатастрофу в России.

Место крушения российского лайнера A321.
Место крушения российского лайнера A321. Фото: EPA

«Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем», – подчеркнул российский лидер.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах