Примерное время чтения: 6 минут
3329

От «Шоссейной» до «Пулково». Как развивался аэропорт Петербурга

Второе здание аэропорта было раскритиковано многими горожанами.
Второе здание аэропорта было раскритиковано многими горожанами. www.globallookpress.com

Аэропорт города на Неве ровно 43 года назад получил своё историческое название и стал именоваться «Пулково». До этого долгое время воздушная гавань Северной столицы носила незатейливое имя – «Шоссейная».

SPB.AIF.RU рассказывает об аэропорте, который пережил блокаду, Великую Отечественную войну, несколько перестроек, а сегодня является крупнейшим авиаузлом федерального значения.

До «пяти стаканов»

Днем рождения воздушной гавани считается 24 июня 1932 года. Тогда в эксплуатацию ввели первый объект комплекса – аэродром. Название же он получил от железнодорожной платформы, находившийся неподалеку. Долгие годы аэропорт именовался «Шоссейная». В июньский день открытия на площадку ленинградского аэродрома приземлились два первых воздушных судна. Они доставили из Москвы пассажиров и почту. Советское руководство начало активно развивать региональные перевозки. Авиаторы из Ленинграда совершали полёты в Чагоду, Пудож, Ухту и Петрозаводск. Далее Северная столица открыла воздушное сообщение с Витебском, Киевом, Мурманском и Архангельском. Достижения уже в августе 1933  года страна впервые отметила Днем воздушного флота.

Первое здание аэровокзала, ещё не напоминающее горожанам пять стаканов, заложили в 1936-м. Тогда же активно обновляли авиапарк, самолеты стали более вместительными.

Новый терминал закончили строить в 2013 году.
Новый терминал закончили строить в 2013 году. Фото: www.globallookpress.com

Аэродром «Шоссейная» встретил Великую Отечественную войну, когда линия между Москвой и Ленинградом стала регулярной пассажирской. Известно, что 22 июня, в момент вторжения войск фашистской Германии на территорию СССР, в Северную столицу были доставлены матрицы центральных газет. В них ничего не сообщалось о начале кровопролитной войны, хотя в небе над Ленобластью уже шли воздушные бои. В дальнейшем, когда город сомкнуло кольцо блокады, аэродром «Шоссейная» стал линией фронта, а авиаотряд перебросили на аэродромы «Комендантский» и «Смольное». К мирным перевозкам город смог вернуться лишь после 27 января 1944 года. В тот день Ленинград освободился от фашисткой блокады.

Только к 1949 году режим работы «Шоссейной» восстановили полностью. Самолеты тогда перевезли более 6 тысяч пассажиров, несколько сотен тонн грузов по стране. Первое же здание аэровокзала, которое начали возводить еще в 1930-х, окончательно достроили лишь в 1951-м.

Далее из Северной столицы начали летать реактивные и скоростные пассажирские самолеты. Открывались рейсы и на Дальний восток.

Аэропорт в кино

Аэродром «Шоссейная» получил новое здание в 1973 году. С его открытием пассажиры впервые услышали другое название ленинградского аэропорта – «Пулково». Здание,  спроектированное архитектором Александром Владимировичем Жуком, не всем пришлось по вкусу. Горожане частенько критиковали терминал «Пулково-1», а кто-то дал ему устойчивое название – «пять стаканов». Так здание начали звать из-за стеклянных конусов на крыше. В целом, Северная столица знает много проектов архитектора Жука. Он работал над Театром юного зрителя на Пионерской площади, БКЗ и мостом Александра Невского.

Терминалу «Пулково-1» также суждено было стать и киногероем. В главном новогоднем фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» герой Андрея Мягкова садится в такси у ленинградского аэровокзала. При этом видно, легковые «Волги» стоят настолько близко к летному полю, что нарушают все требования безопасности.

Пулково
Герои кинофильма на фоне ленинградского аэропорта. Фото: Кадр из фильма

Здание же старого аэровокзала получило новую жизнь в 1986 году. Название стало обновленным – «Пулково-2». Справа и слева к строению добавили два павильона, что позволило обслуживать больше пассажиров международных рейсов. Первые же туристы отправились из «Пулково-2» в Берлин 11 апреля 1986 года. К 1990-му аэропорту Северной столицы удалось достичь обслуживания в 10 миллионов пассажиров в год.

Петр I как талисман

Аэропорту пришла пора меняться в первом десятилетии XXI века. Тогда Смольный утвердил план развития «Пулково». Международный конкурс на разработку архитектурной концепции нового пассажирского терминала выиграла компания Grimshaw Architects. Осенью 2007 года президент РФ Владимир Путин своим указом передал в городу 100% акций аэропорта, находившихся в федеральной собственности.

Два года спустя  консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», в состав которого входят VTB Bank Europe, управляющая аэропортом Франкфуртаа компания Fraport и греческая Copelouzos Group, стал победителем открытого конкурса на право заключения соглашения о реконструкции и эксплуатации объектов петербургского аэропорта на основе государственно-частного партнерства.

Памятник Петру I в здании обновленного терминала.
Памятник Петру I в здании обновленного терминала. Фото: "Воздушные Ворота Северной Столицы"

Началось строительство современного здания, которое завершили в 2013-м, когда и запустили тестовое обслуживание пассажиров, а позднее всю работу перевели в новый терминал. Знаменитые «пять стаканов» закрыли, но не навсегда – была необходима реконструкции. «Пулково-1» в феврале 2015 года стал частью централизованного пассажирского терминала.  Внутреннее убранство преобразилось и стало свободнее. Крыша же сохранила свои знаменитые стеклянные колбы. Однако самый интересный талисман появился в здании старого терминала позднее. В мае 2015 года в зоне внутренних рейсов «Пулково» поставили памятник основателю Северной столицы Петру I. Российский император бодро вышагивает с чемоданом по воздушной гавани в зеленом камзоле и держит в руках смартфон.

На сегодняшний день аэропорт «Пулково» обслуживает почти 70 авиакомпаний. В настоящее время суммарная пропускная способность воздушной гавани составляет 17 миллионов пассажиров в год.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах