Первый отечественный дредноут «Севастополь» 29 июня 1911 года был спущен на воду на Балтийском заводе. Он стал одним из четырех судов, в задачу которых входило усилить позиции российского флота в мире.
148 миллионов золотом
Полная неспособность военного флота страны достойно противостоять противнику была продемонстрирована в ходе Русско-японской войны. Исход Цусимского морского сражения был и вовсе решен в первые полчаса. В итоге 21 русский корабль, в том числе семь броненосцев, был потоплен японцами. Ещё семь захвачены в плен и шесть интернированы. Прежде всего, это связали с отсталостью стратегии, тактическими промахами и несовершенством судов – многие из них устарели к началу XX века.
Стране было необходимо догонять давно ушедшие вперед флота ведущих стран мира. В ВМФ хотели обзавестись своими судами с мощнейшим вооружением. Так появилась идея о строительстве дредноутов, названных так по имени тяжелого линкора Великобритании – именно он стал родоначальником класса кораблей. Его главным отличительным признаком являлось мощное артиллерийское вооружение — десять 305-мм орудий. Действовать надо было в кратчайшие сроки – решение приняли в 1906 году.
Впрочем, в России современный линкор специалисты самостоятельно разработать не смогли. Пришлось подключать к конкурсу сразу 20 международных компаний и порядка 30 независимых инженеров. К середине 1908 года к реализации думали допустить один из двух проектов – немецкой компании «Блом унд Фосс» и Балтийского завода. Но политика сыграла свою роль: Франция объявила, что если Россия будет сотрудничать с главным потенциальным противником, она введет экономические санкции. Балтийскому заводу пришлось срочно создавать рабочую документацию, ведь спуск дредноута намечали уже на конец 1909 года.
Лишь 3 июня все четыре судна серии – «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» - были заложены на Балтийском и Адмиралтейском заводах. Церемонию тогда посетил император Николай II.
На строительство гигантских военных судов стране нужно было потратить огромную на тот момент сумму – 148 миллионов рублей золотом. На грандиозный проект, к которому подключили не только Балтийский и Адмиралтейский заводы, но также около 20 предприятий-подрядчиков, у Морского министерства денег не было. Дополнительные средства выбивали у Государственной думы, но там считали проект бесполезным. Деньги не давали адмиралам, которые проиграли войну с Японией. Дума была уверена, что они не смогут построить хороших кораблей. В ситуацию в 1909 году вмешивался Петр Столыпин. Ему удалось доказать – чтобы учиться воевать, нужны суда. Столыпин пошутил тогда: «Если гимназист срезался на экзамене - нельзя же его наказывать тем, что отобрать у него учебники!». В итоге деньги дали.
«Севастополь» же ждал вооружения и дополнительного оборудования ещё более трёх лет после спуска на воду.
Первая и Великая Отечественная
В море корабли вышли только в 1915 году. Особого влияния на ход боевых действий во время Первой мировой они не оказали. Преимуществом же перед другими дредноутами мира у российских стало лишь отличное вооружение. По огневой мощи все три отечественных дредноута смогли превзойти британский прототип. Однако броня была не так уж крепка – ей жертвовали в погоне за высокой скоростью хода. К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.
В ходе Первой мировой корабль вошел в состав Балтийского флота. Корабль, как и три собрата, должен был обеспечить оборону. В задачу входило не допустить проникновения кораблей Германии в Финский залив. Но немцы прорываться туда и не стали. «Севастополь» в итоге участвовал в операциях по установке минных заграждений.
После 1917 года дредноут поучаствовал в обороне Кронштадта, а когда в марте 1921-го вспыхнул Кронштадтский мятеж, судно вело огонь по большевистским войскам. После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям. Состав команд был почти полностью заменён.
Далее корабль потерял своё первое имя и стал «Парижской коммуной». В межвоенный период линкор производил различные рейды, чаще по маршруту Севастополь - Кронштадт. На нём производилась модернизация и ремонт. После возвращения из Неаполя в Севастопольскую бухту, линкор «Парижская коммуна» был включён в состав Морских сил Черноморского флота и стал его флагманом. В Севастополе корабль провёл всё время до 22 июня 1941 года.
Впервые линкор принял участие в боях против немецко-фашистских захватчиков в ноябре. Осенью 1941 года принял участие в боевых действиях под Севастополем, а в декабре снова подошел к городу и открыл огонь по врагу. Было уничтожено 13 танков, восемь орудий, четыре тягача, 37 военных автомобилей и половина батальона пехоты. В 1942 году корабль получил своё прежнее имя.
Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито три самолета.
После окончания ВОВ «Севастополь» наградили орденом Красного знамени и оставили на службе на Черноморском флоте. Спустя девять лет, в 1954 году, дредноут стал учебным линейным кораблем, а зимой 1956-го был исключен из списка судов ВМФ.
Кораблю, который строили для усиления мощи российского флота, в конечном итоге так и не удалось показать себя в судьбоносном сражении. Впрочем, большинство дредноутов, построенных в то время в мире, пошли по похожему с «Севастополем» пути и были просто разрезаны на металл.
Тактико-технические характеристики:
Длина — 181 м
Ширина — 27 м
Осадка — 9,1 м
Максимальное водоизмещение — 27 тыс. тонн
Бронирование:
главный пояс — 225 мм
верхний пояс — 125 мм
верхняя палуба — 37,5 мм
башни — 203 мм
боевая рубка — 250 мм
Дальность — 3000 миль
Экипаж — 1220 человек
Вооружение: 12×305 мм, 16×120 мм, 3 зенитных орудия, 4 торпедных аппарата 450 мм.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.