Примерное время чтения: 8 минут
15150

Разрезанный гигант. Почему дредноут «Севастополь» не стал героем

Первый отечественный дредноут «Севастополь» 29 июня 1911 года был спущен на воду на Балтийском заводе. Он стал одним из четырех судов, в задачу которых входило усилить позиции российского флота в мире.

148 миллионов золотом

Полная неспособность военного флота страны достойно противостоять противнику была продемонстрирована в ходе Русско-японской войны. Исход Цусимского морского сражения был и вовсе решен в первые полчаса. В итоге 21 русский корабль, в том числе семь броненосцев, был потоплен японцами. Ещё семь захвачены в плен и шесть интернированы. Прежде всего, это связали с отсталостью стратегии, тактическими промахами и несовершенством судов – многие из них устарели к началу XX века.

Стране было необходимо догонять давно ушедшие вперед флота ведущих стран мира. В ВМФ хотели обзавестись своими судами с мощнейшим вооружением. Так появилась идея о строительстве дредноутов, названных так по имени тяжелого линкора Великобритании – именно он стал родоначальником класса кораблей.  Его главным отличительным признаком являлось мощное артиллерийское вооружение — десять 305-мм орудий. Действовать надо было в кратчайшие сроки – решение приняли в 1906 году.

Линкор в сухом доке.
Линкор в сухом доке. Фото: Commons.wikimedia.org

Впрочем, в России современный линкор специалисты самостоятельно разработать не смогли. Пришлось подключать к конкурсу сразу 20 международных компаний и порядка 30 независимых инженеров. К середине 1908 года к реализации думали допустить один из двух проектов – немецкой компании «Блом унд Фосс» и Балтийского завода. Но политика сыграла свою роль: Франция объявила, что если Россия будет сотрудничать с главным потенциальным противником, она введет экономические санкции. Балтийскому заводу пришлось срочно создавать рабочую документацию, ведь спуск дредноута намечали уже на конец 1909 года.

Лишь 3 июня все четыре судна серии – «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» - были заложены на Балтийском и Адмиралтейском заводах. Церемонию тогда посетил император Николай II.

На строительство гигантских военных судов стране нужно было потратить огромную на тот момент сумму – 148 миллионов рублей золотом. На грандиозный проект, к которому подключили не только Балтийский и Адмиралтейский заводы, но также около 20 предприятий-подрядчиков,  у Морского министерства денег не было. Дополнительные средства выбивали у Государственной думы, но там считали проект бесполезным. Деньги не давали адмиралам, которые проиграли войну с Японией. Дума была уверена, что они не смогут построить хороших кораблей. В ситуацию в 1909 году вмешивался Петр Столыпин. Ему удалось доказать – чтобы учиться воевать, нужны суда. Столыпин пошутил тогда: «Если гимназист срезался на экзамене - нельзя же его наказывать тем, что отобрать у него учебники!». В итоге деньги дали.

«Севастополь» же ждал вооружения и дополнительного оборудования ещё более трёх лет после спуска на воду.

Первая и Великая Отечественная

В море корабли вышли только в 1915 году. Особого влияния на ход боевых действий во время Первой мировой они не оказали. Преимуществом же перед другими дредноутами мира у российских стало лишь отличное вооружение. По огневой мощи все три отечественных дредноута смогли превзойти британский прототип. Однако броня была не так уж крепка – ей жертвовали в погоне за высокой скоростью хода. К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.

В ходе Первой мировой корабль вошел в состав Балтийского флота. Корабль, как и три собрата, должен был обеспечить оборону. В задачу входило не допустить проникновения кораблей Германии в Финский залив. Но немцы прорываться туда и не стали. «Севастополь» в итоге участвовал в операциях по установке минных заграждений.

После 1917 года дредноут поучаствовал в обороне Кронштадта, а когда в марте 1921-го вспыхнул Кронштадтский мятеж, судно вело огонь по большевистским войскам.  После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям. Состав команд был почти полностью заменён.

Далее корабль потерял своё первое имя и стал «Парижской коммуной». В межвоенный период линкор производил различные рейды, чаще по маршруту Севастополь - Кронштадт. На нём производилась модернизация и ремонт. После возвращения из Неаполя в Севастопольскую бухту, линкор «Парижская коммуна» был включён в состав Морских сил Черноморского флота и стал его флагманом. В Севастополе корабль провёл всё время до 22 июня 1941 года.

Впервые линкор принял участие в боях против немецко-фашистских захватчиков в ноябре. Осенью 1941 года принял участие в боевых действиях под Севастополем, а в декабре снова подошел к городу и открыл огонь по врагу. Было уничтожено 13 танков, восемь орудий, четыре тягача, 37 военных автомобилей и половина батальона пехоты. В 1942 году корабль получил своё прежнее имя.

Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с изображением флагмана, линкора «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с изображением флагмана, линкора «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Фото: Commons.wikimedia.org

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито три самолета.

После окончания ВОВ «Севастополь» наградили орденом Красного знамени и оставили на службе на Черноморском флоте. Спустя девять лет, в 1954 году, дредноут стал учебным линейным кораблем, а зимой 1956-го был исключен из списка судов ВМФ.

Кораблю, который строили для усиления мощи российского флота, в конечном итоге так и не удалось показать себя в судьбоносном сражении. Впрочем, большинство дредноутов, построенных в то время в мире, пошли по похожему с «Севастополем» пути и были просто разрезаны на металл.

Тактико-технические характеристики:

Длина — 181 м

Ширина — 27 м

Осадка — 9,1 м

Максимальное водоизмещение — 27 тыс. тонн

Бронирование:

главный пояс — 225 мм

верхний пояс — 125 мм

верхняя палуба — 37,5 мм

башни — 203 мм

боевая рубка — 250 мм

Дальность — 3000 миль

Экипаж — 1220 человек

Вооружение: 12×305 мм, 16×120 мм, 3 зенитных орудия, 4 торпедных аппарата 450 мм.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах