Налоги - в Америку?
Сегодня в городе на Неве работают три виртуальных сервиса - «Uber», «Gettaxi» и «Яндекс.Такси». У них нет своего таксопарка, машин или водителей, они лишь помогают найти заказчику ближайшее свободное авто с помощью мобильного приложения. В Европе уже прокатилась волна протестов против подобных служб. Таксисты Берлина, Лондона, Барселоны и Брюсселя требовали их закрытия. Во Франции на днях даже ввели временный запрет на одно из приложений. Извозчики Москвы тоже выражали своё недовольство «виртуальными конкурентами». Теперь настало время Северной столицы.
- Сегодня эти компании необоснованно занижают тарифы, - объясняет свою позицию Александр Холодов, директор некоммерческого партнёрства «Петербургское такси». - Стоимость поездки в 50 рублей установлена с целью захвата рынка и нарушает закон о защите конкуренции. Компании доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость самих поездок. При этом по информации, которую я получил из собственных источников, тот же американский «Uber» работает по нидерландским законам. То есть не подпадает под российскую юрисдикцию и налоги в казну страны не платит. Власти обязаны обратить внимание на эти сервисы, проверить их и установленные тарифы. По сути, сейчас они разрушают рынок, и петербургские компании-перевозчики могут остаться без бизнеса.
Эксперт уверен, что ситуацией надо срочно заняться, пока дело не кончилось поджогами машин, как это было во Франции. Но Смольный уже отказался вмешиваться в разборки таксопарков и сервисов.
- Эти вопросы имеют федеральную компетенцию, - заявил Андрей Кибитов, пресс-секретарь губернатора Петербурга. - У правительства города нет полномочий по регулированию сферы Всемирной паутины и запретам в области интернет-коммерции. Этот вопрос носит, в первую очередь, правовой характер, соответственно, обращаться необходимо к законодательной ветви власти.
Без контроля и качества
Сами виртуальные компании заверяют, что работают честно и открыто, предоставляют качественные услуги и находятся под российской юрисдикцией. А низкая цена достигается за счёт эффективной работы - водители и пассажиры соединяются напрямую, время простоя и подачи машины сокращается, а число заказов - увеличивается.
Петербуржцы соглашаются: приложения удобные и цена - хорошая. Но не факт, что именно ваша поездка будет удачной.
- Мы все сталкивались с грубостью водителей, опозданиями машин, обманом при расчёте, - говорит Павел Овсянко, координатор движения «За честное такси». - Количество ДТП с участием такси и преступлений среди «бомбил» растёт. Но получить лицензию на вождение этого транспорта всё проще. Условия работы у водителей - адские, они пашут порой по 24-36 часов подряд, часто их заставляют оформлять ИП на себя, брать все расходы по машине. Много жалоб от горожан на несоответствие цен при заказе и по окончании поездки. Были случаи, когда мобильные сервисы снимали с карт суммы в 2-3 раза выше обещанных. И не возвращали их. При этом сервис-компания в случае аварии не несёт ответственности и компенсацию выплачивать не будет. Одна из фирм подключает к своей системе нелицензированных водителей. И неизвестно, кто будет за рулём - профи, знающий город, или купивший права мигрант.
При этом комитет по транспорту за год проведёт лишь 22 плановые проверки в отношении держателей лицензий. А официально на осуществление перевозок такси выдано 30 532 лицензии, из них 16 578 - частникам. В городе слабый контроль в сфере таксопарков и предоставления услуг - как государственный, так и общественный. Отсюда и все проблемы, которые сами по себе не разрешатся.