Примерное время чтения: 12 минут
10146

Триумфальный зодчий. 10 лучших сооружений архитектора Василия Стасова

Один из самых знаменитых зодчих в истории Северной столицы Василий Стасов родился 4 августа (24 июля) 1769 года в Москве. Юноша обучался в гимназии при Московском Университете, после окончания которой в 1783 году поступил учеником архитектора в Управу благочиния, где изучал школы ведущих мастеров. В начале XIX века Стасов стажировался во Франции, Италии и Англии, а по возвращению поступил в ведение «Кабинета Его Императорского Величества». Там он получил возможность принимать участие в крупнейших проектах, проводимых государством.

Постройки зодчего известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге. SPB.AIF.RU вспомнил 10 знаменитых проектов Василия Стасова.

Императорский Царскосельский лицей

Царскосельский лицей, где учился поэт Александр Пушкин. Фото: www.russianlook.com

Школа, которая известна, прежде всего, тем, что воспитала поэта Александра Пушкина, находилась в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Над созданием флигеля по разным данным в 1790-х годах потрудились Илья Неелов или Джакомо Кваренги.

Василий Стасов значительно перестроил его в 1811 году. Именно после этого четырехэтажный флигель и приспособили под нужды привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян.

В настоящее время там находится музей, где посетителям рассказывают, как жили и учились великие выпускники престижной школы Российской империи.

Здание Российской Академии

Здание Российской Академии на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org/ Peterburg23

Согласно указу императрицы Екатерины II от 30 сентября 1783 года была основана Российская Академия – научное учреждение, которое занималось вопросами отечественного языкознания и литературы. Первоначально академия размещалась на левой стороне Фонтанки за Обуховым мостом, в бывшем доме почтмейстера Аша.

В 1800 году каменное одноэтажное здание, в котором проходили заседания Российской Академии, передается Военно-сиротскому дому. Академии отводится участок на Первой линии Васильевского острова.

В начале мая 1802 года Российская Академия приступила здесь к постройке каменного дома по проекту опытного зодчего Андрея Михайлова. Архитектор задумал возвести на Первой линии центральный корпус и два симметричных флигеля по сторонам. Через два года построили двухэтажное академическое здание с повышенной средней частью, акцентированной ионическими пилястрами и фронтоном. Его кровлю и фронтон венчали пять статуй Аполлона и муз. Четыре барельефа над окнами боковых двухэтажных крыльев изображали Гения, Рассуждение, Достоинство и Славу. Львиные маски на замковых камнях первого этажа дополняли художественное убранство.

Симметричные двухэтажные флигели за неимением средств возвели лишь в 1812 году по проекту архитектора Стасова. Следуя его замыслу, соорудили ограду с воротами между главным домом и флигелями, во дворе построили связанный с ними полуциркульный одноэтажный служебный корпус. Для Стасова этот проект и вовсе стал первым общественным зданием, построенным в Петербурге.

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам»

Так выглядели триумфальные ворота в начале XX века. Фото: Архивное фото

На юго-восточной окраине Екатерининского парка в Петербурге, напротив главных ворот Запасного дворца, стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора  Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Идея памятника и помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» — принадлежат императору Александру I. Это простой, но бессмертный памятник признательности монарха к военным-сподвижникам, прославившимся на поле битвы.

Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес сооружения равен 100,5 тоннам. Ограда Екатерининского парка, выполненная как и створки ворот по проекту Адама Менеласа, дополняет величие Триумфальных ворот.

Накладки на ограде в виде полукруглых щитов с головами медуз, копьевидные прутья в створках ворот и шестигранные щиты с львиными головами усиливают ощущение мощи и незыблемости.

Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора Стасова так и не был воплощён.

Ямской рынок

Ямской рынок строили, чтобы поднять качество торговли. Фото: Commons.wikimedia.org/ Пересмешникъ

На территории Ямской слободы в 1790-х годах был открыт рынок, получивший название в честь свое расположения - Ямской. Здесь работало около 40 лавок, торгующих мясом, солью, мукой и другими продуктами. Неудобное размещение торговых мест, антисанитария и грязь вынудили городские власти задуматься над строительством нового здания для рынка.

Автором проекта стал Василий Стасов. Здание было построено в 1817-1819 годах. В новых помещениях были размещены 28 лавок, в основном торгующих мясом. Продовольственная же торговля ушла с Ямского в открытый неподалёку Кузнечный рынок.

Это место встречается в фильме «Собачье сердце», снятом по книге Михаила Булгакова. Именно со ступеней Ямского рынка сходил профессор Преображенский, когда впервые увидел Шарика.

В настоящее время здания Ямского рынка являются памятниками архитектуры и состоят под охраной государства.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

Казармы Павловского лейб-гвардии полка на Марсовом поле. Фото: Commons.wikimedia.org/ Amitola

Строительство здания казарм Павловского лейб-гвардии полка длилось с 1817 по 1821 год. Ранее на этом месте находились ломбард и Воспитательный дом архитектора Юрия Фельтена.

Казармы стали одной из первых в Петербурге значительных работ Василия Стасова. Работая над проектом, архитектор несколько перепланировал и объединил существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично первый ярус фельтеновского здания. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, возник десятиколонный портик.

Стасов добавил фронтоны на кронштейнах над окнами по всему ряду второго этажа.

Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

Спасо-Преображенский собор

Знаменитый зодчий восстановил собор после пожара. Фото: Commons.wikimedia.org/ George Shuklin

Один из самых красивых храмов в Петербурге был воздвигнут в период с 1825 по 1829 год. Василию Стасову пришлось восстановить Спасо-Преображенский собор, от которого после крупного пожара остались только стены.

Изначально храм был возведен к 1754 году на бывшей площади Радищева по повелению императрицы Елизаветы Петровны. При Павле I Спасо-Преображенский собор получил почетное название «собор всей гвардии», а спустя несколько лет – в августе 1825 года – постройка полностью сгорела. К счастью, петербуржцам удалось вынести все святыни. Работу по восстановлению доверили Стасову, который возродил храм в стиле ампир. В этом виде Спасо-Преображенский собор дошел до наших дней.

Площадь храма составляет 1180 квадратных метров, высота – 41,5 метра. Фасады оформлены 12-метровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Здание завершает световой барабан, увенчанный главным куполом.

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org/ Florstein

На площади Стачек в Петербурге находится памятник архитектуры стиля ампир - Нарвские триумфальные ворота. В 1834 году они были возведены в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Они были выполнены по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. 

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги, и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень будущего памятника. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями.

Троице-Измайловский собор

Троице-Измайловский собор, над созданием которого Стасов работал после наводнения старой церкви. Фото: Commons.wikimedia.org

Недалеко от места, где сейчас стоит здание с синими куполами, в июле 1733 года располагался походный храм-шатер лейб-гвардии Измайловского полка. Спустя 21 год здесь заложили деревянную пятиглавую церковь. В 1824 году её сильно повредило наводнение, поэтому Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма.

Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Храм освятили в 1835 году.

При советской власти собор закрыли – это произошло в 1938 году. Его хотели снести или перестроить под крематорий. В годы Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал, но город сумел спасти здание и отреставрировать его. Сегодня собор относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Смольный собор

Смольный собор - одно из самых красивых зданий Петербурга. Фото: АиФ/ Екатерина Стекольщикова

Идея построить в Петербурге Смольный собор пришла наследнице царского престола Елизавете Петровне. В 1740-х годах она решила, что хочет провести в тишине и покое последние годы своей жизни. Для этого ей было нужно окружение 120 благородных девиц.

Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектором собора стал Бартоломео Растрелли.

Семилетняя война с Пруссией сильно расстроила планы по возведению собора – стране не хватало денег. Смольный институт открыли только в 1764 году, а над достройкой храма в 1835 году пришлось трудиться Василию Стасову.

Весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота в Московском районе Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org/ Selemir Grig

На пересечении Московского и Лиговского проспекта расположены Московские триумфальные ворота, которые воздвигнуты в 1838 году по проекту Василия Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны.

По традиции на воротах была помещена надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

В 1936 году Московские ворота были разобраны в ходе планируемого переноса центра города к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить планируемый парк.

В 1960 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах