Число туристов в Барселоне в 11 раз превысило количество местных жителей. Правительство столицы Каталонии уже разработало план по «отпугиванию» иностранцев, а сами барселонцы ведут против них «партизанскую войну».
Бум обернулся бедствием
На протяжении 25 лет Барселона вкладывала колосальные средства в привлечение туристов. Только на создание голливудского фильма «Вики Кристина Барселона», вышедшего в 2008 году и призванного прославить столицу Каталонии на весь мир, из местного бюджета ушло 1,5 миллиона евро. Кампания оказалась успешной, и туризм стал одной из основных статей дохода городской казны. В 2016 году Барселона приняла 18 миллионов иностранцев, каждый в среднем потратил в городе более тысячи евро. Однако для местных жителей числом в 1,6 миллиона человек туристический бум обернулся бедствием.
Спекуляции с недвижимостью, высокие цены на продукты и толпы отдыхающих сделали жизнь обитателей центральных районов невыносимой. И вероятные доходы от отрасли «аборигентов» уже не успокаивают. Тем более немалая часть из них до бюджета не доходит. Так, по данным местной ассоциации социально-ответственного туризма, сегодня в Барселоне насчитывается как минимум 17 000 нелегальных туристических апартаментов, которые могут разместить 50 000 человек. Владельцы недвижимости предпочитают сдавать свое жилье посуточно туристам – от 100 евро за ночь в высокий сезон, нежели местным жителям по стандартным ценам. Что привело к колоссальному повышению арендной платы, ставшей самой высокой в Испании.
«Я уважаю тот факт, что Барселона получает немалую часть доходов от путешественников, но это губительно для горожан, - говорит жительница Барселоны Татьяна Варела. – Такие центральные районы как Gotico, Barceloneta, Raval просто стали непригодными для жизни. С наступлением сезона здесь повышаются цены в барах, ресторанах и даже на продуктовых рынках. Рыбу, которую ты покупал в марте за 4 евро, в июне продают уже за 8. По некоторым улицам днем физически невозможно пройти, а ночью шумные толпы туристов не дают спокойно спать».
«Туристы-террористы»
На протяжении последних лет в городе периодически проходят демонстрации против «нашествия туристов», во время которых участники уже метали в городские отели яйца и шары с краской, атаковали туристический автобус, а также разворачивали плакаты с нелицеприятными надписями на испанском и английском «Туристы-террористы», «Барселона не продается», «Ваши селфи повышают нашу аренду». В начале 2017 года на остановках общественного транспорта даже появились рекламные щиты: «Barcelona it`s not your f*cking shopping center» («Барселона это не ваш гребаный шопинг центр»), «Stop raising my rent» («Прекратите повышать нашу арендную плату») и проч. Однако грубость биллбордов поразила не только гостей города, но и горожан, которые пожаловались в мэрию. После этого щиты убрали.
Правда, остались постеры с призывами к туристам «убираться домой», размещенные на балконах некоторых жителей центральных районов, а также надписи на стенах и асфальте. В частности у входа в знаменитый Парк Гуэль туристофобы написали «Gaudi hates you» («Гауди вас ненавидит»).
Как отмечают сами туристы, кроме случайных надписей никакой агрессии со стороны барселонцев они не ощущают. А персонал в отелях и кафе всегда предельно вежлив.
Две беды
«Лично я против каких-либо выходок против гостей города. – И, несмотря на то, что сам был вынужден сбежать в другую квартиру из-за вечного шума на улице, считаю, что туризм перспективным и положительным для Барселоны, - поясняет испанец Даниэль Пинцон. – Ради турстов здесь устраивают множество фестивалей, город постоянно благоустраивают, улицы убирают чаще. Но мы их можем принять в разумном количестве. Сегодняшняя «перенаселенность» и высокие цены разрушают очарование Барселоны. Это не выгодно ни для туристов, ни для жителей города».
Показательно, что в противостоянии барселонцев и туристов, правительство столицы Каталонии заняло позицию местных жителей. При активном участии мэра Барселоны Ады Колау разработан специальный план, реализация которого сделает поездки в Барселону не такими привлекательными для туристов. Уже введен запрет на строительство новых отелей в центре города и выдачу новых лицензий на размещение туристов. Вскоре будут повышены налоги на недвижимость, которая сдается в краткосрочную аренду, а также цены на парковку для туристических автобусов в популярных местах. К примеру, за остановку у фонтанов на горе Монтжуик придется заплатить не 4,5 евро, а все 35. Отдельный указ подготовлен для сигвеев и электроскутеров, на которых туристам запретят передвигаться по центру города.
Однако первые результаты все это даст не раньше 2020 года. А пока, согласно опросу местных жителей, представленных мэрией в конце 2016 года, барселонцев мучают две проблемы: безработица (13,4% от всех опрошенных), на втором месте идут туристы (8,1%).
Комментарий эксперта
Петербург и Москва сегодня активно борются за привлечение туристов. Сколько путешественников могут принять две столицы, чтобы не повторить судьбу Барселоны?
Юрий Веселов, доктор социологических наук:
- Я сам часто бываю в Барселоне и действительно на улицах видно, что местные жители устали от туристов и отношение к ним изменилось. Видимо, город перешел тот рубеж, когда преимущества от туризма уже не компенсируют недостатки.
Однако Петербург больше по размерам, чем столица Каталонии и все ещё принимает недостаточно туристов. В прошлом году Северную столицу посетило 7 млн путешественников, а мы без каких-либо проблем можем принять 15-20 млн, Москва – 30-40. Столице можно спокойно равняться на Нью-Йорк, который прошлом году посетило 60 млн. и никакого переезбытка туристов там не чувствуется. Да в Петербурге уже есть жители, например, недовольные тем, что в их домах размещены хостелы и туристы нарушают тишину. Но эту и другие проблемы можно было бы решить распределением туропотока в течение всего года, за счет организации интересных событий. Пока же иностранцы к нам едут лишь в летние месяцы. Кроме того, нужно, чтобы путешественники стремились не только увидеть Петербург, но и Псков, Выборг, Великий Новгород. Тогда число туристов в центре Северной столице будет не таким концентрированным и заметным для местных жителей.