Особое внимание в России уделяется наставническим проектам, которые направлены на социализацию и помощь инвалидам. Инициаторами некоторых из них становятся неравнодушные люди.
Так возникла и некоммерческая организация «Киностудия «Жираф», в которой уже более 10 лет занимаются юные петербуржцы с нарушением слуха. Основатель и руководитель некоммерческого проекта Ольга Шульгина в беседе с spb.aif.ru рассказала, как появился проект и в чём особенность творческой и воспитательной работы с такими детьми.
«Детей обманывать нельзя»
Киностудия существует уже более 10 лет в Санкт-Петербурге. Занимаются здесь как обычные дети, так и ребятишки с нарушением слуха. Педагоги учат школьников основам актёрского и сценарного мастерства, режиссуры. Совместная работа детей на площадке в итоге вылилась в интересный образовательный проект – развивающий сериал для подростков с нарушением слуха «Вижу смысл». Студия уже отсняла более 80 эпизодов, в которых объясняется идея пословиц или фразеологизмов. Сериал стал незаменимым пособием для педагогов, работающих с неслышащими детьми по всей стране.
С чего же всё начиналось? Как отмечает Ольга Шульгина, всё закрутилось по воле случая в 2010 году.
«Я принимала участие в кинофестивале «Зелёный взгляд». Была там организатором детской программы. Фильмы пришли посмотреть дети с нарушением слуха. А у нас тогда уже была студия, но для слышащих ребят. После программы учительница подошла и спросила, могли бы мы позаниматься с её учениками – воспитанниками петербургского интерната № 1 для глухих детей? Тогда я ещё не понимала, насколько это сложно. К тому же у мальчишек и девчонок горели глаза. Мы согласились. Начали снимать фильм про экологию к тематическому фестивалю. Когда погрузилась, поняла, что далеко не так всё просто, как может показаться со стороны. Но уже некуда было деваться, ведь мы детям пообещали, а детей обманывать нельзя, поэтому продолжили работу, несмотря на все сложности. Вот, в общем-то, с тех пор мы и работаем все вместе», – поделилась Ольга.
Уже в процессе взаимодействия выяснилось, что детям с нарушением слуха непонятны многие фразы, которые обозначают что-то абстрактное, не говоря уже о фразеологизмах или поговорках. Тогда пришла идея снимать «объяснялки». Так появился сериал «Вижу смысл». В съёмках принимают участие ребята разных возрастов. Сегодня самому младшему в студии восемь лет, а самому старшему – пятнадцать.
Поддержка педагогов
Руководитель проекта отмечает, что, несмотря на многолетний опыт, работа с особенными детьми требует особенного подхода, поэтому в студии работают специально обученные педагоги, профильные специалисты, а также слабослышащие учителя. Последние во время съёмок выступают своего рода переводчиками – помогают наладить коммуникацию, так как могут общаться и жестами, и вербально.
«Самые первые съёмки были очень сложными. Тогда никто не понимал вообще, что и как делать. Сейчас процесс отлажен, мы представляем, как выстраивать совместную работу. В настоящее время заканчиваем сезон, посвящённый творчеству Ивана Крылова.
В него вошли 10 эпизодов – экранизация басен», – рассказала собеседница издания.
В киностудии отмечают, что идеи, темы для съёмок не выдумываются специально. Представители творческого проекта узнают у сурдопедагогов интернатов и школ, что для их воспитанников тяжело в восприятии, с чем наибольшие проблемы. Сегодня, когда сериал стал своего рода учебным пособием, между работниками студии и педагогами спецшкол идёт постоянное общение. Учителя присылают свои комментарии, советы, что помогает сделать контент более доступным, качественным и интересным для детей.
Никаких кастингов
Чтобы начать заниматься в «Жирафе», не обязательно быть прирождённым артистом. По словам Ольги Шульгиной, как раз наоборот, многие детишки с нарушением слуха, которые оказывались в студии, были чересчур скованны, зажаты ввиду своих особенностей. Главное в данном случае – желание трудиться.
«У детей с нарушением слуха есть своя специфика – они намного стеснительнее. Поэтому кастинги и какие-то отборы мы не проводим. В этом нет никакой необходимости. Мы просто приходим в учреждение, где учатся такие ребята, проводим общие занятия, смотрим. В процессе уже становится понятно, кто заинтересован. При этом мы никого не прогоняем», – отметила Ольга.
Наставники в студии не ставят цели вырастить из подопечных звёзд кино и театра. Основная задача – помочь ребятам в развитии воображения, абстрактного мышления.
«У детей с нарушением слуха с этим очень большая проблема. У них мышление очень конкретное. Им сложно представить то, чего нельзя увидеть. Им трудно понять смысл слов, которые обозначают чувства, особенно когда речь идёт о каких-то сложных эмоциональных оттенках.
И с воображением у таких ребят всё очень плохо. И вот наша основная задача – помочь как раз в этом. А то, что всё это происходит на занятиях актёрским мастерством, это просто очень удачная форма, потому что такие дети, опять же в силу своих особенностей, более эмоционально выразительны. Мы при общении используем интонацию – тонируем в зависимости от эмоций, которые хотим выразить. У них же такой возможности нет, и весь спектр своих чувств они передают мимикой», – объяснила автор проекта.
Таким образом, в студии возникает творческий союз между обычными ребятами и детьми с особенностями. Одни подают пример в выражении чувств и эмоций на невербальном уровне. Другие помогают развивать образность и абстрактность мышления.