Среди литературных произведений об Александре Невском особняком стоит одноименная пьеса, написанная лидером деревенской прозы Василием Беловым. Тем не менее именно ее поставили в Ленинграде-Петербурге на сцене знаменитого Александринского театра. Спектакль вызвал большой резонанс и оброс легендами. Главную роль великого князя играл Николай Буров.
Что он думает об этой работе? Какими источниками пользовался, вживаясь в образ героя? Об этом народный артист России рассказал «АиФ-Петербург».
Приходит, когда России трудно
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Николай Витальевич, вы сказали, что Александр Невский, родившийся 800 лет назад, возрождается в нашей истории всякий раз, когда России трудно. Как же спектакль совпал с судьбой страны?
Николай Буров: Он появился на сцене в 1990-е годы, а это определенный слом эпох. Снова зазвучали вопросы, кто мы, откуда, куда идем, которые нас мучили всегда, а в переломные моменты особенно. Посмотрите, знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна был создан в 1938-м, на пороге Великой Отечественной. В 1942-м, в разгар боев, для поднятия духа и связи поколений учреждается орден Александра Невского. Наш спектакль по масштабу и значению намного скромнее этих событий, но тоже стал предчувствием серьезных изменений. Что и подтвердилось: через год распался великий Советский Союз.
– Сегодня ситуация другая, и мы немного иные, чем прежде, но вопросы задаем те же самые. Ничего не меняется?
– И в XXI веке мы в очередной раз пытаемся определить – куда нам смотреть, на Восток или Запад? Кто нас пытается изуродовать, а кто может стать партнером? Двуглавый орел как символ российского государства воцарился много позже Александра Невского, но исторические закладки, сделанные князем, остались на все последующие века. Поэтому с моей точки зрения очень правильно, что в этом году мы так широко отметили годовщину дня рождения Невского. Сейчас одни его чтят как благоверного, святого. Другие отмечают умение дипломата, что весьма актуально.
– Также вы говорили, что для вас очень важно само имя – Александр. В чем секрет притягательности?
– Моего брата и сына зовут Александр. Причем Саша был рожден и крещен в год, связанный для меня с Александром Невским. В 1992-м я еще сыграл в кино Александра II. Не менее четверти века служил на сцене Александринского тетра. Кстати, имя это универсальное. Не все имена могут быть женскими и мужскими, а это – легко. Также радуюсь, когда в Европе приезжаешь в незнакомый город, а там храм в честь Александра Невского. Обязательно туда захожу.
Запад или Восток?
– Многочисленные критики отмечают, что в роли Невского вы были очень органичным. А как вживались в роль, какие материалы использовали?
– Сведений о князе осталось мало, они скудны, но даже тексты, которые есть, подтверждают – как человек он был очень интересным. Тем более что у большинства нашего народа, особенно представителей старшего поколения, есть та прививка Александром Невским, которую когда-то сделали Прокофьев, Черкасов, Эйзенштейн, Луговой. Их фильмы, роли, музыка живут и сегодня. Для меня это очень важно.
Я, например, воспринимаю князя прежде всего как великого государственного мужа, который своими действиями хранил русскую кровь. Он понимал: в сложившейся ситуации двойного гнета лучше отдать кошелек, чем потерять голову. Выгоднее прагматично повернуться к Востоку, где не пытаются извратить твою веру, традиции дедов и отцов, чем встать под знамена Запада, способного погубить душу. В средневековой истории у нас не так много фигур подобного масштаба.
– Вы больше сорока лет на сцене. Если вернуться к спектаклю, насколько эта роль была для вас важной?
– Ценю ее как одну из самых значимых и главных. В пьесе не рассказывается ни о Невской битве, ни о победе на Чудском озере, об этом упоминается лишь вскользь. Все внимание сосредоточено на последних годах жизни и княжения Александра Невского. А они наиболее горькие, потому что именно тогда приходилось не победы выигрывать, а принимать решения, которые внешне унижали. И хотя умом князь понимал, что спасает свою родину, его раздирали сомнения. Такая канва роли требует внутренней работы. С глубоким чувством относились к пьесе все, кто был к ней причастен. Текст неоднократно разбирался в театре и анализировался. В обсуждении активно принимали участие знаменитый Игорь Горбачев, художник Илья Глазунов, автор пьесы Василий Иванович Белов. Специально приезжал даже тогдашний министр культуры Мелентьев. Все были воодушевлены и именем, и идеей.
Не стремился играть святого
– Где все же набирали фактический материал, чем подпитывались?
– Набирать материал было негде. Имя Невского чаще всего упоминалось только в легендах, сказках, прижизненных портретов не сохранилось, а его биография несколько раз в угоду политическим веяниям кардинально менялась. Чтобы проникнуться духом эпохи, настроиться в нужном ключе, я пользовался библиотекой духовной академии. Не стремился играть святого, потому что не очень понимаю, что это значит. Играл человека, который должен принимать и популярные, и жесткие решения. Вынужден иногда завязать узлом все свои чувства, желания и делать так, как надо, а не как хочется. Мне кажется, жизнь Александра Невского – это путь преодолений и ограничений, большой жертвенности.
– Такой спектакль требует мощных декораций, оригинальных костюмов и реквизита. Очевидно, на постановку работал весь театр?
– Хорошо помню костюмы, оружие. Его специально изготовили на заводе «Звезда». Потому что оружие на сцене должно быть из особого пластичного металла. Нельзя, чтобы что-то брызнуло, попало в зал, все должно быть максимально безопасно. Я, князь, владел редкой красоты мечом, который легко втыкался в планшет сцены. Теперь могу открыть тайну роскошного наряда. Его основа держалась на грубой дерюге, ведь тогда в театре бедность стояла немыслимая. Использовали все, что можно было, как тогда говорили, достать. А потом наши девушки-рукодельницы, знатоки костюма доводили в мастерских замысел режиссера до совершенства. Простая ткань превращалась в царские одежды. Сегодня спектакль не идет, жаль. Мне кажется, и пьеса Белова, и эта работа Александринского театра недооценены, был бы рад, если бы постановка вновь увидела сцену.
Кстати: эпоха Невского напоминает нашу
Писатель, автор одноименной пьесы Василий Белов:
«Почему я взялся за пьесу о Невском? Драматургия привлекла меня широкими возможностями сказать все, что думаешь. В русской истории Александр Невский – одна из самых трагических, но одновременно и героических фигур. Эпоха, в которую жил и действовал великий князь, положение, в котором тогда находилась Русь, в чем-то схожие с нашим временем. Европа предательски вела себя по отношению к Руси, с севера и запада нас жали рыцари, с юга – татары. В тех условиях, чтобы не только выстоять, но и одержать победу над врагом, от князя требовались огромное мужество, талант государственного деятеля. Именно этими качествами и обладал Александр Невский. Не всегда у него были добрые отношения с новгородцами, с братом Андреем и сыном Василием, но он прощал им, обладая широтой души и христианским милосердием.
Подчеркну особо: пьесой я хотел привлечь внимание нынешней молодежи не только к фигуре Александра Невского, но прежде всего – к истории Отечества. К сожалению, многие знают ее плохо, по-школьному поверхностно».