Среди популярных боевых искусств в наши дни особенно выделяется кикбоксинг, им в Петербурге увлекаются десятки тысяч горожан всех возрастов. Как и в любом ином виде спорта, в котором воспитанники получают специфические боевые навыки, в кикбоксинге очень важна личность тренера.
О том, как воспитать чемпиона, «АиФ» рассказал мастер спорта международного класса по кикбоксингу, руководитель и тренер студии боевых искусств, которая входит в состав Федерации кикбоксинга Санкт-Петербурга, Алексей Ситников.
Жизнь вне пьедестала
За время работы тренером Алексей Ситников воспитал чемпионов мира и Европы, победителей и призёров Всероссийских соревнований. Его бывшие ученики уже и сами воспитывают новые поколения спортсменов, выступая руководителями и старшими тренерами спортивных федераций. Ситников гордится всеми своими ребятами, которые прошли сложный путь от ученика до мастера, и особенно теми из них, которые встали на путь наставника не только в спорте, но и в других видах деятельности, от силовых структур до органов надзора. Ведь без такой поддержки, по его мнению, невозможно полноценное развитие и спортсмена, и гражданина.
«Быть наставником для меня значит взять большую ответственность за воспитание не только спортсмена, но и личности, соблюдая все моральные нормы и не травмируя занимающихся. Тренер должен обладать выдержкой, сильным характером, иметь здоровую самокритику и всегда думать на опережение. Прогнозирование –
важная часть тренировочного процесса, позволяющая быть на шаг впереди соперника. Наставник никогда не стоит на месте, это всегда развивающийся и совершенствующий свои навыки человек.
На каждом занятии спортсмены показывают максимальный уровень возможностей, они планомерно идут к своим целям, а я делюсь своим опытом и стараюсь сделать их путь наиболее безопасным для здоровья. Однако наш спорт довольно жёсткий, поэтому я считаю главным объяснить ученикам, что они смогут найти своё призвание в жизни и вне пьедестала, ведь карьера профессионального спортсмена может закончиться в любой момент. Если более лаконично, то для меня быть наставником – значит стать примером, на который ученики будут равняться, и этот «пример» должен демонстрировать не только спортивные качества», – объясняет Алексей Ситников.
Поверить в себя
В его собственной биографии именно такой учитель сыграл ключевую роль. Алексей Ситников познакомился с кикбоксингом в начале 1990-х годов, и его наставником стал заслуженный тренер боевых искусств, вице-президент Федерации кикбоксинга Ленинграда Владимир Юрьевич Владимиров – личность, в мире российских боевых искусств, без преувеличения, легендарная. Его называют одним из основателей отечественного кикбоксинга.
«Я бы мог многое рассказать о профессиональных навыках, которым он меня обучил, но речь идёт всё-таки про наставничество, поэтому скажу, что этот человек показал мне, каким должен быть настоящий тренер. Он был педагогом с большой буквы, который ставил меня на пьедестал, всегда подбадривал и не давал опустить руки. Наше взаимодей-
ствие не ограничивалось лишь тренировками, мой наставник был для меня другом, и я всегда чувствовал его поддержку. Это придавало мне сил и уверенности, я точно знал, что справлюсь со всеми трудностями. И до сих пор я иду по жизни с этой верой в собственные силы, которую Владимир Юрьевич открыл во мне», – подчёркивает Алексей Ситников.
Научил Владимир Владимиров своих учеников, которые сейчас уже сами стали тренерами, и такому важному качеству, как любовь к творческому поиску.
«Тренерская доля не может быть лёгкой. С трудностями я сталкиваюсь ежедневно. Ежедневно провожу занятия, и из раза в раз ищу новые методики преподавания и подход к спортсменам – это развивает во мне творческие качества. В целом же отмечу, что немногие могут стать тренерами.
Только те спортсмены, которые полностью отдали себя спорту, полюбили его и решили связать свою жизнь с педагогикой», – резюмирует Ситников.
Поддержка наставников
При этом достижение результатов невозможно без чёткого планирования. Для успеха работы наставника нужны правильная подготовка, качественный анализ и индивидуальный подход к ученикам. Кроме того, обязан постоянно самосовершенствоваться и сам наставник.
«На примере спорта это проще всего демонстрировать. К примеру, родители отдают своего сына или дочь в спортивную секцию, помня, как и сами занимались спортом. Но тот набор элементов, который подходил когда-то вам, может совершенно не соответствовать способностям ребёнка. Более того, спорт не стоит на месте, правила постоянно меняются, и сложность с течением времени может увеличиваться, поэтому наставник должен много обучаться и улавливать все новые тенденции. Фундамент профессиональной тренерской деятельности – это знания физиологии, медицины и психологии. На плечи тренеров ложится огромная ответственность, разумеется, без специальных знаний не обойтись», – рассказывает Алексей.
Но постоянная деятельность по обучению и повышению квалификации становится возможной, если человек занят этим профессионально. Тренерская работа, как и иное наставничество, требует времени и соответствующего материального вознаграждения. Разумеется, для каждого наставника, ощущающего своё призвание именно в этой сфере, размер зарплаты не стоит на первом месте, важнее – духовная и психологическая удовлетворённости от результатов своего труда. Однако только на голом энтузиазме создать что-то прочное и достойное тоже вряд ли получится.
«Любой профессионал – и учитель, и тренер – должен понимать, что его профессия важна для общества. Понимать, что власть нашей страны ценит его участие в развитии и становлении сильного чемпионского характера молодёжи. И тогда даже у тех, кто нашёл своё призвание, не будет соблазна поменять работу ради достойного вознаграждения или вообще отправиться строить карьеру за границей. А хорошим тренерам, кстати, часто такое предлагают. Будем честны – за «спасибо» мало кто будет качественно выполнять свою работу. Моя заинтересованность в подопечных никогда не была связана с суммой вознаграждения. Но не стоит полагать, что тренеры, работающие на результат, – бессребреники, любой наставник – это тоже человек, который хотел бы иметь материальный достаток. Есть и другие нужды. Когда мои воспитанники начали показывать хорошие результаты, мы стали нуждаться в большем количестве тренировочного времени, и было принято решение открыть свой спортивный клуб. И тут не могу не отметить работу спонсоров, которые также заинтересованы в развитии спорта и всячески помогают нам. Но вот, например, учителя этого не могут, и ответственность государства за финансирование и поддержку наставников в этом смысле, конечно, очень высока», – уверен Алексей Ситников.
Кикбоксинг довольно агрессивный вид спорта. Как ведут себя спортсмены в случае проигрыша, сталкивались ли вы с неспортивным поведением?
– У всех спортсменов индивидуальный характер, следовательно, и восприятие поражений – разное. После проигрыша бывает, что иной боец начинает открыто выражать своё недовольство и несогласие, особенно если считает, что его «засудили». В такие моменты не все могут быть объективными, случается, что непонимание и досада берут верх, и выступающий демонстрирует неспортивное поведение, позволяя себе оскорблять судью или позорно срываться на сопернике. Если спортсмен нарушает кодекс чести, то мы с коллегами на совещании принимаем меры дисциплинарного воздействия, вплоть до отчисления.
На тренировках мы учимся контролировать эмоции и вести себя достойно в любых ситуациях, не теряя своё лицо. Все истерики должны оставаться за пределами ринга, а лучше и вовсе обойтись без них, для этого нужна качественная психологическая подготовка, в процессе которой преследуется цель не «сломать» слабые стороны характера ребёнка, а, наоборот, преобразовать их в сильные.
После неудачного боя ученик никогда не услышит от меня порицания. Мы всегда вместе анализируем ошибки, думаем, где недоработали и что упустили из виду, вместе собираемся с новыми силами и продолжаем идти вперёд к новым победам.