Примерное время чтения: 6 минут
15

«Мне бы в небо!» Как Игорь Сикорский совершил прорыв в мировой авиации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 04/09/2024 Сюжет Знай наших!
Сикорский в вертолёте Sikorsky H-5, 1945 год.
Сикорский в вертолёте Sikorsky H-5, 1945 год. public domain

Первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь» был создан русским авиаконструктором, инженером петербургского Морского училища Игорем Сикорским. Ему же принадлежит идея создания первых вертолётов.

Русский витязь

26 мая 1913 года в небо поднялся первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь». Он парил в воздухе, развивая скорость до 100 километров в час и делая крупные виражи на глазах у изумлённой публики. Это воздушное судно, созданное инженером Игорем Сикорским, открыло абсолютно новое направление в авиации – тяжёлое самолётостроение – и стало родоначальником всех пассажирских авиалайнеров, транспортных самолётов и бомбардировщиков в мире.

Первыми самолётами, построенными изобретателем Игорем Сикорским, были монопланы – воздушные судна с одной несущей поверхностью и одним крылом. Уже тогда инженер понимал, что будущее за большими летательными аппаратами. Он решил создать самолёт с несколькими моторами: если один выйдет из строя, остальные продолжат работать, и самолёт останется в небе. Когда Сикорский озвучил свою идею, многие подняли изобретателя на смех: считалось, что большой самолёт вообще не способен взлететь. В молодого инженера поверил лишь Михаил Шидловский, глава Русско-Балтийской вагонной компании. Он одобрил замысел Сикорского, и работа по строительству первого в мире четырёхмоторного самолёта закипела.

Энтузиасты трудились по 14 часов в сутки, и в марте 1913 года общая сборка самолёта по чертежам Сикорского была завершена. Изобретатель дал своему творению имя «Гранд», что означает «большой». Летательный аппарат полностью оправдывал своё название: он превосходил по размерам и весу все самолёты, которые когда-либо были построены. Взлётный вес гиганта составлял более 3 тонн, а размах верхнего крыла – 27 метров. Сам самолёт достигал 20 метров в длину. Поднять такую махину в воздух должны были четыре мощных двигателя по 100 лошадиных сил каждый.

Первый полёт

Вопреки недоверию критиков, сам Сикорский был уверен: «Гранд» сможет не только взлететь сам, но и поднять груз более 700 килограммов. Внутри самолёт тоже кардинально отличался от своих предшственников. Он был оснащён первой в мире закрытой кабиной для экипажа и салоном с 4 местами для пассажиров. Сикорский предусмотрел даже возможность ремонта борта прямо во время полёта. Для этого он оборудовал боковые выходы, которые обеспечивали экипажу доступ к двигателям. Не похожий ни на одну модель самолёт стал новым словом не только в российской, но и в мировой авиации.

Утром 26 мая 1913 года самолёт «Гранд» поднялся в небо с луга, примыкавшего к Корпусному аэродрому Петербурга. Сикорский нисколько не сомневался в своем творении, поэтому первым взошёл на борт. Вместе с инженером в полёт отправились 4 пассажира. Весь луг был заполнен взбудораженными зрителями, которые, не отрывая глаз, следили за летающей громадой: упадёт или нет? На глазах у восторженной публики «Гранд» поднялся на высоту около 100 метров и в течение получаса парил в воздухе, развивая скорость до 100 километров в час и выполняя крупные виражи.

Триумф российской авиации состоялся назло всем критикам и злопыхателям. После этого полёта Сикорский доработал аппарат и дал ему новое имя – «Русский витязь». Через два месяца после грандиозного зрелища на аэродроме борт установил новый рекорд по продолжительности полёта, поднявшись в небо на 1 час 54 минуты.

Новая глава

«Русский витязь» стал настоящим прорывом в авиации и родоначальником пассажирских, транспортных самолётов и даже бомбардировщиков. Руководствуясь опытом создания первого многомоторного борта, через год Сикорский создал первый в мире пассажирский самолёт, который назвал «Ильёй Муромцем». Этот аппарат отличался повышенной комфортностью. Здесь было всё то, что есть в современных самолётах: освещение, отопление, санузел и даже спальные комнаты для пассажиров. Обогрев салона производился за счёт выхлопных газов двигателей.

Когда надёжность тяжёлых самолётов была полностью доказана, их стали использовать для военной разведки, а также в качестве бомбардировщиков. В 1915 году, во время Первой мировой войны, российские лётчики на «Илье Муромце» совершили бомбардировку железнодорожной станции у горы Пилленберг.

Фото: public domain

Остался русским

Увы, но дворянин и офицер Сикорский не принял Октябрьскую революцию. Он опасался, что новые власти его могут расстрелять, и поэтому в 1918-м конструктор уезжает. Сначала во Францию, а потом – в США. Начало его деятельности в Америке было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов. В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, с 1939 года перешёл на конструирование вертолётов. Наибольший коммерческий успех имели самолёты-амфибии. В 1943 г. авиаконструктор основал собственную компанию, которая вплоть до настоящего времени сохраняет лидирующие позиции в производстве вертолётов в США.

Он сделал успешную карьеру в США, его лицо появлялось на обложке самых авторитетных научных и общественно-политических журналов. При этом Игорь Сикорский никогда не забывал о том, что он – русский. В частности, он был противником украинского национализма, высказывал мнение, что территория Украины – неотъемлемая часть России, «как Техас или Луизиана – интегральная часть Соединённых Штатов». В 1930-х гг. состоял в Русском национальном союзе в Америке. Входил в руководящий комитет Пушкинского фонда, созданного в 1935 г. для подготовки к 100-летию со дня гибели поэта. Являлся одним из основателей, с 1954 г. – вице-президентом Толстовского фонда, занимавшегося оказанием финансовой помощи русским эмигрантам.

На его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорд (штат Коннектикут), прихожанином которой он был до конца своих дней.

  • Память о Сикорском

  • Именем Сикорского названа площадь в Приморском районе Санкт-Петербурга;
  • именем Сикорского назван последний «безымянный» дальний бомбардировщик Ту-160;
  • в 1979 году Международный астрономический союз присвоил имя И. И. Сикорского кратеру на обратной стороне Луны;
  • в честь И. И. Сикорского назван астероид (10090) Sikorsky, открытый сотрудниками Института теоретической астрономии 13 октября 1990 года.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах