С виду гироплан (он же гирокоптер) похож на вертолёт. Небольшое воздушное судно может работать в экстремальных условиях: взлетать с необорудованных площадок, садиться на снег и воду, ему не страшен сильный ветер. При отказе двигателя гироплан плавно спустится на землю, сохранив жизнь экипажа. Такие аппараты могут прийти на смену вертолётам при оказании медпомощи в труднодоступных районах, эвакуации людей из зон ЧС, а со временем – стать альтернативой автомобильному транспорту. Всё это возможно в ближайшие 10 лет, утверждают инженеры. Разрабатывают и тестируют машины в Кировском районе Ленинградской области.
Как вертолёт, только лучше
«Этот аппарат – промежуточный вариант между самолетом и вертолётом, – говорит Николай Васильев, главный конструктор компании «Газнанотех». – Это не винт, а крыло, просто оно вращается, создавая подъёмную силу. Как в самолёте. В разработке мы ориентируемся на лётно-технические характеристики самолета».
Опытный образец гироплана модели «А1» готов на 90%. Взлёт без разбега, посадка без пробега - будет как вертолёт, только лучше, говорят разработчики. Сейчас испытывают вертикальный взлёт. В России не выпускают поршневые и роторные двигатели, так что специалисты ищут доступные инженерные решения.
«Здесь стоит отечественный двигатель, за основу взят автомобильный, ВАЗ, – отмечает Николай Васильев. – Мы его переделали. В стандартной комплектации он 110-120 л.с, в этой машине - 250. Здесь много доработок: установили силовые элементы, турбину. Чтобы выйти на высокие обороты ротора для вертикального взлёта, используем безколлекторные электрические двигатели и механический привод раскрутки».
Работает гироплан на обычном бензине 92-й и 95-й марки. На этой модели уже девять патентов, начиная от профиля ротора до геометрии, от узла раскрутки до компоновочных схем, системы управления. Часть уникальных деталей напечатана на 3D-принтере.
«Он работает в таких условиях, которые не выдержит ни один летательный аппарат, – рассказывает Васильев. – Проводились испытания: ветер до 20 м/с, вертолёт в таких условиях даже не взлетит. А гироплан может. Вертолёты у нас падают регулярно, чуть ли не раз в две недели. Дело в том, что них есть минимальная высота, чтобы успеть раскрутить винт и приземлиться – это 200 метров. А нам высота не страшна».
В отличие от вертолётов, в гиропланах и гирокоптерах не используются винты. Ротор вращается постоянно, создавая подъёмную силу, поэтому нет необходимости набора «безопасной высоты». Отказал двигатель, кончилось топливо – аппарат спускается на землю со скоростью 4-6 м/с. Для сравнения, скорость парашютиста - порядка 5-7 м/с.
По цене внедорожника
Гирокоптеры изобрели ещё в 30-е годы прошлого века и даже использовали во время Великой Отечественной, но потом о них незаслуженно забыли. Второе рождение летательных аппаратов началось в нулевые. Сейчас в приоритете у разработчиков – гироплан медицинского назначения. В труднодоступную местность врачи добираются на вертолётах, что крайне затратно: час полёта обходится в сто тысяч рублей. Час на гироплане будет стоить две с половиной тысячи.
«Если взять из свежих разработок – медицинский вертолёт «Ансат», у него только лизинговая плата составляет порядка 3,5 миллионов рублей в месяц, – говорит главный конструктор. – Это лизинг на 10 лет. А наш аппарат столько стоит целиком. Медицинский, санитарный гироплан обойдётся примерно в 3,5 миллиона. Как хороший внедорожник».
Дальность полёта у опытного образца – 650 километров. Другими словами, аппарат может преодолеть порядка 300 километров до пункта назначения и вернуться обратно без дозаправки. Грузоподъёмность – почти полтонны.
«Он может садиться на грунт, на воду, никаких ограничений, – отмечает Васильев. – Пока не отработан вертикальный взлёт, на разбег нужно порядка 50-70 метров. Чем больше ветер – тем быстрее ротор раскрутится и тем разбег меньше. Одно из направлений, где могут применяться гиропланы – Арктика. Надеемся, что там наши аппараты тоже потребуются. Они исправно работают при температуре до минус 50».
В ближайшее десятилетие эти летательные аппараты могут встать на службу медицине, сельскому хозяйству, спасателям. Гирокоптеры можно использовать для перевозки лёгких грузов и даже как авиатакси – такой проект уже действует в США.
Инженеры готовы доработать опытный образец к весне. Сейчас идёт процесс сертификации, при самых оптимистичных прогнозах она завершится в течение двух лет. После этого разработчики смогут наладить серийное производство гиропланов.