Когда говорят о войне, чаще всего вспоминают подвиг солдат, погибших на передовой. Однако заслуги работников тыла не менее важны. К началу Великой Отечественной большинство заводов находились на западе страны, и их было необходимо срочно эвакуировать. Только из Ленинграда вывезли 92 предприятия. На оставшихся производствах истощенные рабочие в несколько смен изготавливали необходимые элементы для различных видов вооружения.
Кировский завод
Кировский завод был для немцев привлекательной целью. Предприятие - основное в стране по производству танков - находилось под обстрелом с первых дней блокады. Немудрено: в его цехах за три месяца с начала боевых действий собрали для фронта 492 тяжелых штурмовых танка КВ-2 - «Клим Ворошилов», разработанных здесь еще до войны, и создали условия для ремонта этих машин. Также на заводе формировались бригады по ремонту танков и отправлялись на фронт.
Когда немцы окружили Ленинград, рабочие вышли на защиту оборонного предприятия. Однако спустя месяц власти приняли решение срочно эвакуировать производство - работа в полном объеме под бомбардировками была уже невозможна. Тогда под руководством директора Моисея Длугача специалисты срочно упаковали станки, которые по воде вывозили из осажденного города. Успели забрать не все, и оставшиеся стояли без дела вплоть до следующего года.
На тех, которые демонтировать не удалось, продолжали работать. Конечно, мощности были не те, что до начала осады, - много людей еще в июне ушли на фронт, остальные отправились со станками на восток страны, чтобы продолжить делать оружие там. Тем не менее, используя всего 8% своих возможностей, завод выпускал снаряды, мины и детали для техники. В городе не хватало ни рабочих рук, ни топлива. Условия были невыносимые.
За время блокады на предприятие сбросили 4680 снарядов и несколько сотен зажигательных бомб. Были разрушены бытовые постройки и цеха, у станков погибли тысячи рабочих: 2500 умерли от голода, 139 - во время обстрелов.
В эвакуации Кировский завод сделал для победы очень многое. В Челябинск и Свердловск со станками прибыли 15 000 рабочих с семьями. Их силами предприятие дало фронту 18 000 танков и десятки тысяч комплектующих к ним. Именно здесь разработали и поставили на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей. 14 работников предприятия удостоены звания Героя Советского Союза, а сам завод награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Завод «Климов»
Пусть изобрели легендарные «Катюши» не в Ленинграде, но вот их выпуск наладили на Выборгской стороне нашего города. Уже в начале 1942 года производство техники поставили на конвейер. Один за одним изготавливали минометы - «оружие русских», так ошеломившее немцев.
Делали «Катюши» на заводе имени Климова - он тогда значился под номером 234. История предприятия начинается с 1914 года, когда учредили общество «Русский Рено», где изготавливали и ремонтировали авто и двигатели этой марки.
В первые же дни войны отсюда на фронт добровольцами ушли почти 700 рабочих. Летом 1941 года бóльшую часть завода эвакуировали в Уфу, и в Ленинграде остались менее тысячи сотрудников, продолжавших трудиться на оставшемся оборудовании. В цехах расположили 3-ю авиационную ремонтную базу Ленинградского фронта.
В основном здесь восстанавливали авиамоторы и металлические винты, делали детали для починки двигателей. Ремонтники часто выезжали на военные аэродромы, чтобы привести в порядок поврежденную технику. Чуть позже освоили и производство «Катюш». Точное количество созданных здесь минометов до сих пор неизвестно.
В столицу Башкирии завод прибыл по железной дороге. Рабочие взяли лучшие станки, металл, первые образцы авиадвигателей. Сами специалисты добирались до пункта назначения в переполненных вагонах - многим не хватало места даже для того, чтобы прилечь, - но зато без потерь. На устройство дали сутки: инженеры селились в бараках, домах местных жителей, школах. А затем - тяжелый труд по запуску работ. Ленинградский завод объединили с рыбинским 26-м, также эвакуированным.
Территория нового производства получилась настолько обширной, что детали по цехам развозили на телегах, запряженных лошадьми.
Завод принес фронту огромную и неоценимую пользу - наладил массовое производство советских авиадвигателей М-105, прозванные «моторами Победы». Их продолжили выпускать и модернизировать и после войны.
Обуховский завод
Сложно представить, но в войну здесь работали преимущественно женщины и подростки, ведь почти 6000 специалистов ушли отсюда на фронт. Иначе было нельзя - на Ленинградский государ-
ственный завод «Большевик» (тогда он носил это имя. - прим.ред.) возложили важнейшую задачу - без перебоя производить артиллерийские боеприпасы. В цехах с задачей справились: работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Почти без топлива, тепла и света - при свечах вручную собирали и ремонтировали прибывшие с фронта орудия.
Даже после окончания смены домой не уходили - тогда зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Так, внеурочно удалось изготовить 9000 кинжалов, более 3000 саперных лопаток, отремонтировать более 20 орудий.
Это предприятие, в отличие от остальных, не эвакуировали. «Обуховку» укрепили со всех сторон, а в стенах цехов пробили стрелковые амбразуры. Сколько снарядов и зажигательных авиабомб было сброшено на завод - не счесть.
Завод «Арсенал»
Предприятие, на котором отливали пушки еще при Петре I, продержалось и всю Великую Отечественную. Перед ней «Арсенал», как и многие другие заводы, начал работать на оборонную промышленность. Именно на нем были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. А в годы войны освоено производство лучшего по тем временам 100-мм противотанкового орудия БС-3. Совместно с другими предприятиями здесь налаживали выпуск «Катюш», а еще пулеметов, защитных панцирей и минометов.
Интересно, что до нападения Германии на СССР специалистов завода готовили к возможной войне. После того как смена заканчивалась, сотрудники «Арсенала» оставались в цехах и тренировались: отрабатывали действия на случай воздушной тревоги, бегали в противогазах по 5 километров…
22 июня 1941 года многие из них добровольцами ушли на фронт. Большинство знали, что не вернутся. Тем не менее руководство завода старалось оставить у станков как можно больше квалифицированных рабочих, понимая, что без выпуска мощного современного оружия врага не победить.
Как и все другие заводы, «Арсенал» бомбили. Литейный, ремонтный и электромеханический цеха пострадали от авиаударов, склады с оборудованием сгорели. За годы войны от обстрелов и голода погибли две тысячи заводских рабочих.
Часть местного оборудования планировали эвакуировать в Омск. Станки демонтировали целый месяц, а затем отправили по железной дороге на север. Но из четырех эшелонов до пункта назначения добрались только два - остальным пришлось вернуться обратно в Ленинград, после того как немцы захватили станцию Мга.
Кстати
Совет по эвакуации был создан советскими властями на третий день войны. Важность танковых, авиационных и моторостроительных предприятий не подвергалась сомнению, а их переезд - дело не быстрое. Люди работали без выходных - ведь чем раньше оборудование доставят до пункта назначения, тем скорее оно начнет работу. А на запуск завода на новой территории уходили месяцы.
Однако показывать врагу свою неподготовленность было ни в коем случае нельзя, и газеты нередко публиковали репортажи с якобы работающих заводов. Оборудование все еще было в пути, но пресса сообщала: орудия успешно изготавливаются. Таким образом удавалось достичь двойного результата - пустить пыль в глаза захватчикам (конечно, враг внимательно изучал советские газеты) и поднять боевой дух своих граждан.