Крупные предприятия в России все больше заинтересованы в импортозамещении своих потребностей, а малому бизнесу есть что им предложить. Связующим звеном между ними зачастую становятся технопарки, они же – место, где предпринимателю проще довести идею до конечного продукта.
Технопарк «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» в Петербурге делает ставку на развитие технологического предпринимательства и является местом сосредоточения всех возможных мер поддержки малого и среднего бизнеса. О роли таких комплексов в импортозамещении, становлении компаний – технологических чемпионов и о том, почему промышленникам выгодно работать рядом с дизайнерами, рассказал директор технопарка «Ленполиграфмаш» Даниил Старковский.
«Технопарк – это сообщество»
Ленполиграфмаш – предприятие с богатой историей. Расскажите, как на базе холдинга возник технопарк, что он из себя представляет, как помогает предпринимателям?
Даниил Старковский: Наш технопарк вырос на базе завода высокоточного машиностроения, работавшего еще в царские времена. На протяжении всей своей 130-летней истории – а завод работает и сейчас – это было передовое предприятие, поэтому в наши дни возникла потребность создать технопарк, чтобы продолжить традиции работы с высокими технологиями. По сути, наш Технопарк – это сообщество предпринимателей, которым мы помогаем развивать новаторские технологии и бизнес. Поэтому у нас есть инжиниринговые центры коллективного пользования оборудованием: по металлообработке, радиоэлектронике, химико-фармацевтическому направлению и другие. Также для наших резидентов работают несколько цифровых сервисов: например, сервис «Технологические запросы», через который заказчики и наши поставщики выходят друг на друга. Это достаточно уникальная площадка: на нашей территории – самая большая концентрация различных институтов поддержки и развития бизнеса. Это Центр развития и поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатор «Ингрия», промышленная «Точка кипения», Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта и региональное подразделение Российского экспортного центра, региональное представительство Фонда содействия инновациям и многие другие. Именно поэтому мы – точка притяжения.
Технопарк «Ленполиграфмаш» – регоператор Сколково, что тоже сулит резидентам немало бонусов?
– Да, это финансовые и нефинансовые меры поддержки, ради которых многие предприниматели приходят в Сколково и, соответственно, к нам. Конечно, молодой бизнес интересуют прежде всего налоговые преференции. Для сколковских резидентов обнуляются или значительно снижаются НДС, налоги на прибыль, на имущество, взносы в ФСС. К тому же Сколково имеет яркое, интересное, активное и очень полезное сообщество профессионалов, работающее в формате взаимопомощи. Это и кластеры по отраслевому принципу: например, IT-кластер, энергокластер и т. д., и сообщества для начинающих. Это целый мир, в который можно погружаться и погружаться, и развивать бизнес.
В чем заинтересован рынок?
Расскажите о ваших резидентах, какие направления пользуются наибольшим спросом?
– Сейчас у нас более 300 резидентов. Основными я бы выделил три кластера: первый – это технологические предприниматели, второй – дизайнеры и креативные индустрии, третий – образовательные технологии. Технологические компании – это довольно широкий спектр и как раз все то, в чем сейчас наиболее заинтересован рынок. Это, например, фармацевтический кластер, огромное количество IT-компаний, программистов. Конкретные имена и предприятия называть не буду, чтобы никого не обидеть, но хорошо работают все. В технологический кластер также входят производственники в сфере металлообработки, деревообработки, пластмассообработки. Наиболее же перспективное направление – это сфера приборостроения и радиоэлектроники. Именно эту сферу мы сейчас стараемся активно развивать и ищем тех, кто хотел бы включиться в наше большое сообщество. К слову, для этого на ПМЭФ мы и проводим мероприятие «Креативный Петербург», чтобы привлечь технологических предпринимателей и связать их с дизайнерами. Мы считаем, что дизайн обязательно должен присутствовать рядом с технологическими предпринимателями, потому что любому продукту нужны конечный вид, эргономика, юзабилити, концепт удобства использования. И чем раньше предприниматель задумается о промышленном дизайне, тем меньше расходов он понесет. Именно для этого в нашем технопарке рядом с технологическими компаниями находятся предприниматели, готовые предложить свои услуги по брендингу, дизайну, рекламе и маркетингу.
Вы упомянули IT-компании, сейчас государство пытается удержать и по-
ощрить эту сферу, развивать данное направление. Достаточно ли делается, и что можно было бы предложить еще?
– Большинство наших резидентов работают на внутреннем рынке. Их не нужно искусственно удерживать – их и так держит бизнес. Так что в этом вопросе мы испытываем сдержанный оптимизм. Когда только заговорили о том, что IT-компании получат какие-то преференции, мы провели свой микроопрос. Отзывы оказались положительными. Из того, что просили еще, – это, конечно, бесплатные кредиты, но это как любой бизнес. Сейчас многие компании ждут прецедентов, как этими преференциями пользуются другие организации и что у них из этого получается. Я делаю вывод, что у российских компаний ситуация не настолько плоха, чтобы бросаться за любой помощью. У нас такое огромное количество нереализованного спроса у российских предприятий, что вряд ли IT будут хвататься за соломинку. Для примера: мы собирались сделать семинар о том, какие сейчас действуют меры поддержки, но решили повременить, потому что видим, что пока это не особо нужно нашим предпринимателям. Все как работали, так и работают.
Заказчики готовы идти дальше
Какова роль технопарков в развитии импортозамещения в России?
– Мы видим достаточно большую перспективу в этом направлении и мы, наверное, наиболее подготовленный для этого сервис. Крупные компании, которые готовы импортозамещать свои потребности, получают у нас доступ к стартапам, к малому бизнесу. Например, сейчас у нас в работе около 150 запросов от 95 компаний. Мы здесь выполняем роль интегратора – помогаем делать «теплые» переговоры, которые готовятся заранее, начиная с презентаций, обмена вопросами на нашей собственной электронной платформе, и заканчивая уже реальной встречей, до которой доходят только те компании, которые еще заочно заинтересовались друг другом. К слову, сейчас многие заказчики готовы идти дальше. Если раньше большинство из них хотели уже готовые продукты, то сейчас они рассматривают технологические разработки в различной стадии готовности, в том числе низкой, чтобы доработать их вместе с малым бизнесом и закрыть существующий спрос по импортозамещению.
Технопарки готовят технологических чемпионов? Существуют ли такие компании, или это больше маркетинговый ход?
– Безусловно, такие компании есть: это те, кто чаще всего появились из ниоткуда, хорошо стартанули, существенно обогнали своих конкурентов, быстро нарастили капитализацию и выбились в лидеры, может быть, даже вместе с ними родившегося рынка. Безусловно, это хорошие примеры для вдохновения, и говорят о том, что есть хорошие умы, хорошие методы ведения бизнеса в нашей среде. Но я бы не сказал, что это массовое явление. В любом случае у компании больше шансов стать технологическим чемпионом, если она будет работать в технопарке, нежели пытаться выбиться сама. Как говорится, можно до всего дойти пешком, но лучше на автомобиле. Технопарк – это и есть такой автомобиль, который помогает существенно ускориться. За счет оборудования, которое не нужно покупать самому, соответственно, не нужно на него искать деньги, а потом кому-то продавать, если оно не понадобилось или устарело. За счет экспертов образовательных программ, за счет обмена опытом и других инструментов. Это концентрированное знание, концентрированное обучение тому, как не делать ошибки и делать правильные шаги. Такие вещи и происходят в технопарках. Поэтому технопарк – это полезно.