Сегодня в Петербурге проживают лишь несколько сотен вепсов – настолько это малочисленный народ. Но угроза исчезновения сплотила желающих сохранить этнокультурную самобытность. Вепсский язык изучают, древние традиции чтут, проводятся национальные праздники и фестивали.
У истоков Руси
Вепсы – древний народ, сыгравший большую роль в становлении российского государства. Самые ранние упоминания о них принадлежат готскому историку VI века Иордану (он называл их именем «вас»).
Как считают современные историки, именно тогда вепсы обособились от прочих финно-угорских народов и расселились на юго-восточном побережье Ладожского озера. К моменту, когда на север пришли предки славян, племена вепсов занимали территорию между нынешними Ладожским, Онежским и Белым озерами. Другими словами, это вся северная и восточная часть современной Ленобласти. Приладожские народы регулярно воевали друг с другом, и было предложено позвать князя со стороны, который не был бы кровно связан ни с одним из местных племен. Таковым оказался основатель первой русской династии – Рюрик. Под руководством этого князя и его потомков на севере сложился мощный союз славянских и финно-угорских народов, который и дал начало русскому государству.
В поземельных описях населения (русские писцовые книги), которые появились в XIV веке, вепсы уже объединены с другими финно-уграми под общим именем «чудь». Уже тогда предки вепсов начали активно смешиваться со славянами, и в жилах множества современных россиян, белорусов и украинцев течет кровь этого древнего народа.
Несколько лет назад эстонский писатель Яак Прозес даже представил сенсационную книгу, которая называлась «Путин – вепс?» («Kas Putin on vepslane?»). В ней он высказал предположение, что род российского президента может идти как раз из Карелии или Ленинградской области, где и проживают потомки веси. Современные историки, проведя исследования в архивах, твердых доказательств смелой гипотезы не нашли. Однако и не исключили эту вероятность полностью.
Гробницы императоров
Вепсы активно участвовали в строительстве Петербурга.
По имени старинного вепсского поселения Шокша на берегу Онежского озера назван уникальный малиновый шокшинский кварцит. В конце XIX века его обнаружил уроженец Шокши, будущий купец 1-й гильдии Марк Пименов. Это – единственное в России подобное месторождение. Камень по праву считается одним из наиболее красивых и прочных в мире, и поэтому он активно использовался при отделке дворцов Северной столицы. Но не только – именно из малинового кварцита, который добывали горняки-вепсы, оформлен саркофаг Александра II, гробница Наполеона Бонапарта и верхняя часть Мавзолея Ленина. Также из шокшинского кварцита выполнена могила Неизвестного солдата у стен Московского Кремля.
Столица Вепсарии
О том, что вепсы стремительно теряют самобытность, спохватились около ста лет назад: начали открывать национальные вепсские школы, возрождать язык, издавать книги и учебники.
«Вепсы, конечно, активно ассимилировались. Общая религия, служба в армии, стремление сделать карьеру приводили к тому, что активная молодежь уходила в крупные города и вливалась в состав большого русского народа. Но некоторые национальные черты вепсы сохранили по сей день. Мы менее эмоциональные и более сдержанные в поведении, склонные к индивидуализму», – рассказала «АиФ» преподавательница вепсского языка Мария Кошелева.
В наши дни движение за возрождение народа достаточно твердо стоит на ногах. В Санкт-Петербурге создано Национально-культурное вепсское общество, регулярно проводятся ознакомительные лекции об этом народе, встречи общины. Действуют курсы вепсского языка.
Но настоящим центром сохранения вепсской культуры стало старинное село Винницы в Подпорожском районе. Здесь вепсы жили издревле и живут по сей день, а село называют столицей Вепсарии. Здесь возрождают вепсские традиции и ремесла, их народную кухню, для детей издают буквари и даже создают мультфильмы на национальном языке. Именно в Винницах расположен Вепсский центр фольклора, куда охотно приезжают петербуржцы и туристы из самых разных мест.
В местном музее можно посмотреть, как был устроен быт древних вепсов, увидеть их национальную одежду, кухонную утварь, музыкальные инструменты, фотографии прежних лет, послушать записи стихов и песен на вепсском языке. Там же можно принять участие в мастер-классах и научиться танцевать кадриль, шить вепсских кукол, изготавливать обереги. На базе центра работают вепсские фольклорные ансамбли «Армас» и «Чомашти», а также народная студия «Кядеваз», где занимаются и дети, и взрослые. Они обучаются ткачеству, вышивке, вязанию и шитью в традициях вепсов, шьют народные костюмы, изучают культуру и традиции древнего народа.
Все, кто занимается и работает в центре, знают вепсский язык или его изучают. Здесь постоянно проводится конкурс знатоков этого наречия под названием «Вепсские дети» «Vepsläižed lapsed», в котором принимают участие ребята из Ленинградской и Вологодской областей, а также Карелии.
Наследие вепсов
- Даже те, кто мало знаком с традициями и культурой вепсов, имеют все шансы столкнуться в повседневной жизни с исконно вепсскими атрибутами. Например, известный многим современникам образ тряпичной куклы без лица, изготовленной из лоскутов ткани, пришел славянам от вепсов. За внешний вид ее еще называли Капусткой. Лицо не прорисовывали и не прошивали: считали, что так вещица защищена от вселения в нее злых духов. Кукла была и игрушкой, и оберегом. Ее подкладывали младенцам в люльки, чтобы защитить от порчи и сглаза. Девушки шили Капустку и ставили на окно, чтобы все знали: в доме невеста. По виду куклы сваты могли оценить умение мастерицы. Чем ладнее кукла, тем больше шансов привлечь достойного жениха. После женитьбы Капустка становилась талисманом, призванным хранить лад и благополучие в семье. А сегодня любой желающий может посетить мастер-класс, чтобы изготовить себе такую вещицу со смыслом;
- Вепсские калитки, излюбленное кушанье этого народа, тоже знакомы всем. Их легко узнать по внешнему виду, хотя рецепты могут отличаться. Вепсы пекли калитки из ржаной муки с добавлением кефира, соли и растительного масла: простое и доступное по ингредиентам блюдо. Дошел до наших дней и рецепт сканцев – тонких лепешек, которые еще называли пирогами для зятя. Сканцы пеклись уже из пшеничного теста, начинялись пшенной кашей и сахаром. Сладкими пирогами потчевали зятя при его первом визите к теще после свадьбы;
- Дошла до наших дней и вепсская кадриль. Изначально танец, конечно, пришел из Франции, но в салонах не прижился, а полюбился простому народу. Теперь это главный танец у вепсов, и ему охотно учат на мастер-классах, проводимых вепсской общиной;
- Традиционная одежда вепсов – настоящее произведение искусства. Рубашки украшались яркой вышивкой и у мужчин, и у женщин. Юбки девушек отделывали оборками, лентами, кружевом или тесьмой. Росписью по ткани создавали узоры. Старинный головной убор вепсов называли «Красота». Это обруч из бересты, обтянутый тканью и украшенный тесьмой, золотыми нитями, бисером, шелковыми лентами.
Древо жизни
Большое внимание уделяется национальным праздникам и фестивалям.
Пожалуй, самый главный из них – межрегиональный праздник вепсского народа «Древо жизни». Его проводят в Винницах с 1987 года, каждый раз по новому сценарию. На мероприятие съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора и представители других национальностей. Для гостей проходят конкурсы национального танца, костюма, выступления фольклорных коллективов, организуется ярмарка, где можно отведать блюда вепсской кухни и приобрести изделия национальных ремесел.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.