В Петербурге усиливают ограничения из-за роста заболеваемости коронавирусом. Однако власти не намерены вводить локдаун, как это было весной. И даже в школах позволили родителям самостоятельно решить, как их ребенок будет заниматься - самостоятельно дома либо в классе под присмотром педагогов.
Виртуальный или реальный?
С понедельника все школы города вернулись к привычному режиму работы после каникул. В этом сезоне из-за всплеска респираторных заболеваний они длились две недели вместо привычных семи дней. К началу второй четверти городские власти вместе с Педагогическим университетом имени Герцена разработали особенный формат занятий.
«Любой ребенок может быть переведен на смешанную форму обучения, - рассказала вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина. - То есть он может остаться дома и заниматься дистанционно, при этом у него есть право в любой момент снова вернуться в класс. Чтобы уйти на смешанное обучение, родители должны написать соответствующее заявление. А затем вместе со своим классным руководителем определить формы промежуточной и итоговой аттестации - с какой периодичностью необходимо проверять домашние задания, как школьник будет писать контрольные и так далее».
По данным Смольного, подобная форма нравится приблизительно четвертой части опрошенных родителей.
Разработчики системы подчеркивают: эта удаленка существенно отличается от той, что была весной. По сути, сейчас школьнику предлагают самостоятельно изучать предмет - без надзора камер и зума. Ответственность за то, посещает ли ученик онлайн-уроки и выполняет ли практические задания, лежит на нем самом и родителях. Транслировать уроки будут на специальной платформе, а проводить их - самые сильные педагоги Петербурга, которых привлекла Академия постдипломного педагогического образования. Планируются и дополнительные консультации - к их проведению подключат студентов-старшекурсников герценского университета.
«Город же поможет и школе, и семье - организуя дистанционное сопровождение образовательного процесса, - резюмировала Потехина. - Если вы выбираете смешанный формат, получаете в школе код доступа к онлайн-урокам, консультациям и тьюторской поддержке (от слова тьютор - неформальная педагогическая должность, репетитор, частный преподаватель. – прим.ред.). Но контролировать своего ребенка вам придется самостоятельно».
Готов ли ты учиться?
Стать учеником виртуального класса может любой. Однако опыт показал, что младшим школьникам сложно усваивать программу без помощи наставника. Стоит задуматься и тем родителям, чьи дети с трудом концентрируют свое внимание.
«Не будем сбрасывать со счетов сложность поддержания равной эффективности занятий для тех детей, с которыми учитель работает в классе, и для тех, кто остается на домашнем обучении, - говорит кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Роман Демьянчук. - Успех процесса зависит от того, насколько школьник способен к самоорганизации, могут ли родители создать ему условия, равнозначные учебе офлайн, и обеспечить здоровый контроль за времяпровождением ребенка. Эффективность такого формата пока оценить сложно, однако нужно понимать, что данная мера вынужденная. Ведь есть дети со слабым иммунитетом, находящиеся в группе риска. Да, школа - это, в первую очередь, коммуникация и общение с ровесниками. Поэтому полностью отказываться от живой формы обучения нельзя. Но коронавирусная инфекция диктует свои правила. Кстати, ситуация с домашним обучением не нова. В последние десятилетия дети довольно часто уезжают с родителями в отпуск в середине учебного года, или ребенок в силу здоровья не может посещать уроки длительное время. Поэтому система образования готова к подобным вызовам».