Наступили те дни, которые в старину использовались девушками для резкого наращивания своей сексуальности. И пластические хирурги были им не нужны - наши пра-, пра-, прабабушки знали более надёжные способы. А наилучшим временем года для увеличения эротической привлекательности считался период между Ивановым (7 июля) и Петровым (12 июля) днями.
Быть бы живу
Во времена патриархальные любой брачный союз был, в первую очередь, хозяйственно-экономической сделкой. А если речь шла о знатных людях, то и политической. О создании новой семьи договаривались старшие, а жених с невестой зачастую даже не видели друг друга вплоть до дня свадьбы. Однако постепенно нравы менялись, и к концу XIX – началу XX веков подобные стереотипы поведения сохранились только на самых окраинах Русского Севера.
Так, к примеру, обстояло дело у саамов, где важнее красоты невесты или силы жениха было количество оленей в их владении.
«Нет ничего удивительного в том, что люди, живущие в таком суровом климате, среди скудной природы, больше заботятся о пропитании, источником которого главным образом являются олени, чем обо всем остальном. Владение большим стадом кажется им вернейшей гарантией избежать в дальнейшей жизни ужасов бедности и сопряженных с ней страданий, холода и голода», – писал этнограф И. Шеффер.
А вот южнее, в том числе на берегах Невы, в Петербурге и окрестных землях, традиции к тому моменту уже поменялись. В крестьянских семьях (будь то русские, вепсы, карелы или финны) по-прежнему свадебные дела находились в ведении старших, однако молодые уже могли видеться до свадьбы, общаться друг с другом, выбирать себе пару.
Невесты получили право даже отказывать сватам, если назначенный жених приходился не по вкусу. Понятное дело, что в таком обществе подходы к красоте сильно поменялись, и поэтому девушки, как могли, повышали свою привлекательность для противоположного пола.
Именно в ту пору по славянским деревням начало распространяться такое понятие как славутность – под ним понимались не только физическая красота, но и ум, обаяние и, видимо, то, что в наши времена называется сексуальность.
Люди заметили, что не каждая писаная красавица пользуется повышенной популярностью у женихов, при том, что иная дурнушка-хохотушка только и успевает отбиваться от настойчивых сватов. Этот феномен и называли славутностью – обладающая ей девушка в лучшем смысле слова «славилась» среди парней.
При этом существовали ритуалы, которые помогали славутность нарастить. Считалось, к примеру, что для этого необходимо не только прыгать через костер в ночь Ивана Купалы, но и умываться утренней купальской росой. В канун Иванова дня обязательно устраивалась славутная девичья баня, в которой девушки парились новыми березовыми вениками с определенным набором цветов, а затем бросали их на дорогу, на крышу бани или в реку. При этом следили: в какую сторону комлем падал или плыл веник – в ту сторону и предстояло выйти замуж.
Важную роль играла баня и в народных обычаях финнов-ингерманландцев (в собственно финской версии, естественно, использовалась сауна). Накануне бракосочетания девица должна была посетить сауну – ритуал символизировал прощание с девичеством. Печь топили липовыми поленьями — эта древесина считалась наиболее благоприятной для начала совместной жизни. Девушка мылась вместе с подружками, которые активно омывались следом ее водой, брали ее веники и укладывались на нагретое невестой место — звали к себе скорое замужество. Данный обычай кое-где сохранился до сих пор.
Как поднять лемби
У карелов аналогом русского понятия славутность было лемби.
В старину оно, вероятно, имело широкое значение – в фольклоре его употребляют как синоним таких понятий как любовь, симпатия, ласка. Есть даже версия, что изначально Лемби (Лемпо) было именем позабытого карельского божества, отвечающего за любовь, – аналог Купидона или Амура. Кстати, с Лемби созвучно и имя Лель, которым якобы звали духа, ведавшего делами в этой же сфере у славянских народов.
Известно, что каждая карельская девушка строго следила и заботилась о своем лемби, часто прибегая к различным магическим действиям, чтобы поддержать или поднять его. Если же парни обходили вниманием девушку, мало или совсем не приглашали ее на танцы или к участию в играх, то говорили, что у нее «плохая лемби» или вообще «упала лемби».
Главным временем года для наращивания эротической привлекательности считался период между Ивановым (7 июля) и Петровым (12 июля) днями (по кар. viandoit – летние святки). Без бани вновь не обходилось – за неделю до Иванова дня девушки шли в лес и собирали там чудодейственный веник из 27 ветвей, сорванных с 27 различных берез. Затем парились им в бане.
После использования веник не выбрасывали, а прятали в ржаном поле. Веник пропитывался росой, его прятали в сундук, и при выходе в деревенский «свет» барышни обмахивались и обтирались ветками, считая, что тем самым прибавляется лемби. Поднимали лемби и в Крещение.
Когда духовенство с крестами, хоругвями и иконами шло к иордани, девушки, заботящиеся о своем лемби, следовали за процессией, пытаясь ступать след в след священника. Придя на прорубь, карелки снимали с себя одежду, разувались и оставались стоять в одном ситцевом платье и чулках. В таком виде они стояли до окончания молебна. Затем трижды окунались в холодную воду и бежали на колокольню, где звонили в колокола с надеждой, что их репутация будет разноситься так же далеко, как и звон колоколов.
Был и еще более верный способ поднятия своей привлекательности, который приводил сторонних наблюдателей в смущение.
«Существует еще другое средство – это купание во ржи. Представьте себе теплую июньскую ночь, с нежным запахом распустившихся цветов; в поле, в росистой ржи, как русалки, прыгают, скачут, валяются девушки, совершенно нагие... Куда девались их постоянная застенчивость и стыдливость, заставляющие нередко краснеть до корней волос?!.. Все забыто, лишь бы «лемби-ностай» – пустить хорошую молву», – рассказывал о своих впечатлениях русский писатель Николай Лесков, совершивший в 1892 году поездку по северным губерниям.
При этом девушки старались выбрать рожь и попышнее, и побогаче – считалось, что так магическое средство подействует надежнее. То-то, наверное, радовались хозяева, которые с утра пораньше обнаруживали, что на их поле всю ночь мяли колосья своими боками молодые девицы.
Но, как мы понимаем, на любовном фронте во все времена было непросто. Бывают случаи, когда «знающие люди» (колдуны) не только проводили обряды по поднятию лемби, а и действовали строго наоборот – чаще всего для того, чтобы отбить особо настойчивых ухажеров. Тем более считалось, что лемби есть и у парней, а значит, можно лишить молодого человека и привлекательности, и вообще мужской силы – у такого обряда даже было специальное название, его называли «положить в костер». Пострадавший, впрочем, мог найти колдуна, и тогда разворачивалась настоящая битва магов – кто кого переколдует.
Живая традиция
Казалось бы, в наши дни про подобные обычаи можно забыть, однако люди предпочитают верить в чудеса. Поэтому по сей день под Петербургом, в Ленинградской области, и в других регионах российского Северо-Запада устраивается празднование дня Ивана Купалы, проводятся фестивали, на которых звучат фольклорные песни, горят купальские костры, а девушки пускают венки по рекам.
Популярны праздники, связанные с Ивановым днем (Янов день, Uunanpei, Juhannus), и у финно-угорских народов. И очень многие барышни стремятся поутру умыться купальской росой.
А кое-кто даже и хранит в современных квартирах те самые, пропитавшиеся росой банные веники и, отправляясь на вечеринку или свидание, не только наносит хороший парфюм, но и обмахивается этим веничком, в точности как делали прапра-прабабушки много веков подряд. На что не пойдешь ради красоты?