Как новые технологии в модульном строительстве могут обеспечить доступ к ресурсам по всей нашей стране, включая её самые удалённые регионы? Глобальное промышленное развитие экономики России и реализация Национальных проектов РФ нуждается в создании мощной инфраструктуры. И на помощь могут прийти готовые автономные модули, из которых можно за несколько дней возводить инфраструктурные объекты, начиная от вокзалов и заканчивая целыми поселениями, включая удаленные северные регионы.
Глава государства Владимир Путин обсудил успешный опыт внедрения подобных решений на примере модульных вокзалов с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым. Подробнее об этом, а также о том, в каких сферах и регионах России могут быть применены данные технологии, рассказал председатель совета директоров технопарка «Айра», Президент Ассоциации умных городов Юрий Берестов.
— В чём уникальность проектов технопарка и почему их реализация стала темой обсуждения на встрече с первым лицом государства?
— Олег Белозёров рассказал Владимиру Путину о проделанной работе по развитию сети железных дорог, их инфраструктуры, о полученном передовом опыте в возведении автономных модульных вокзалов. Глава РЖД отметил, что до сих пор малые вокзалы и платформы являлись проблемой: страдало их оснащение и внешний вид. Оптимальным решением стала разработка технопарка «Айра».
Преимущества модульного вокзала уже смогли оценить жители Екатеринбурга, который заработал в июле 2023-го года на станции Шарташ. Это единственный в мировой практике подобный серийный реализованный проект. Его уникальность — в комбинации применения новых композитных материалов с экологичной деревянной каркасной технологией на основе ЛВЛ-бруса и наполнения стен инновационным утеплением по периметру модуля. Это настоящий термос, который можно использовать при температурах от −70 до + 60 градусов в агрессивной среде на протяжении 50 лет.
Также модульный вокзал для комфорта пассажиров оснащен вакуумным туалетом, вентиляцией и кондиционерами, мобильным кафе и системой «умный вокзал», благодаря последней вокзалом может управлять всего один человек. Вокзал разработан специально для пригородных станций с учётом их специфики, оборудован комфортным залом ожидания на 36 сидячих мест, кабиной для двух кассиров с бронестеклом и затемнением. У корпуса эргономичный дизайн, напоминающий футуристичный скоростной поезд с панорамным остеклением.
Главные преимущества таких вокзалов — в их полной автономности. В сборный модульный вокзал мы добавили автономный модуль, оборудованный системами, позволяющими работать вокзалу и не зависеть от городских сетей, электричества, воды и канализации. Для безопасности установили пожарную и охранную сигнализации, видеонаблюдение, предусмотрели и оснащение для инвалидов. При этом все процессы полностью автоматизированы. Для установки конструкции не требуется фундамент, а значит, не нужно проходить массу согласований и экспертиз. К тому же, модули доставляются на место с уже встроенной мебелью, внутренней отделкой и инженерными сетями. В результате монтаж конструкции занимает всего 4 дня.
— Каким образом эта революционная разработка ускорит реализацию Национальных проектов?
— Это прежде всего географический охват от Дальнего Востока до Крайнего Севера — любые удалённые и новые территории. Преимуществом станут также скорость реализации, долгий срок эксплуатации, что положительно влияет на экономику любого проекта, мобильность, и, конечно, это могут быть не только вокзалы. Да, само по себе модульное домостроение не ново для России. Но технологии нашего технопарка не имеют аналогов ни на территории нашей страны, ни за её пределами. Мы разрабатываем модульные конструкции, которые могут выполнять различные функции для многих отраслей экономики от промышленности и строительства, до транспорта или туризма, всюду, где требуется быстро запустить проект на малоосвоенной либо труднодоступной территории. При этом допускается любое оснащение — в зависимости от требований заказчика.
Так и решается основная задача Национальных проектов — развитие удалённых регионов, строительство в короткие сроки многофункциональных модульных городов, создание необходимой инфраструктуры для обеспечения работы и проживания высококлассных узкопрофильных специалистов, военных, медиков и других.
Модули транспортируются на еврофурах, железнодорожными, морскими и авиаперевозками. И заказчик получает на месте уже полностью готовые к эксплуатации объекты, установка которых, как мы уже отметили, не требует строительства капитального фундамента и может быть произведена в любой местности. Подобные решения потенциально интересны профессиональному сообществу, крупным компаниям-монополистам, например, при освоении новых месторождений, для тех, кто участвует в освоении территорий в рамках развития Северного Морского пути, а также профильным министерствам, которые отвечают за реализацию Национальных проектов России.
— Что ещё важного, касающегося разработки технопарка, было отмечено на встрече с Владимиром Путиным?
— При обсуждении проекта Владимира Путина, конечно, интересовали технологичность и долговечность применяемых композитных материалов. Олег Белозёров отметил высокую износостойкость новых композитных материалов и срок их эксплуатации 50 лет вне зависимости от погодных условий. Он также подчеркнул, что продукт является полностью российским. Сборка модулей осуществляется на производстве полного цикла на площадке технопарка в Чеченской Республике, где создано производство с собственным центром подготовки молодых специалистов и инженеров. У нас два производства (в Ленинградской области и Чеченской Республике), на которых можно наращивать мощности в соответствии с емкостью заказа. Сейчас производство готово изготавливать до 900 модулей год. С учётом всех вышеперечисленных преимуществ технологии, её можно и нужно тиражировать, о чем и докладывал президенту РФ глава РЖД Олег Белозёров. В планах в ближайшее время оборудовать модульными вокзалами ещё 15 станций.
— В своём Telegram-канале Рамзан Кадыров отметил успешную работу технопарка и выразил надежду, что ваше дальнейшее сотрудничество с РЖД позволит качественно модернизировать систему железнодорожных вокзальных комплексов в нашей стране. С чего начиналась ваша работа в регионе?
— Я благодарен Рамзану Кадырову и его команде за всестороннюю поддержку проектов. В 2018 году технопарк реализовал в регионе благотворительный и инновационный проект на базе реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями по зрению. Мы создали производственный комплекс для изготовления инновационного сверхпрочного композитного материала «СЕЛИН», там же мы занимаемся подготовкой молодых специалистов и инженеров.
— Вы упомянули технологию «СЕЛИН», расскажите подробнее о ней и о других новых композитных материалах, которые создают разработчики технопарка?
— Новыми композитными материалами мы занимаемся более 10 лет. Разработали и внедрили в производство инновационный сверхпрочный композитный материал «СЕЛИН». Из него можно производить светорассеивающие экраны с управляемой маркерной подсветкой, испытания показали, что он не впитывает влагу и не подвергается деформации при резких перепадах температур, мы использовали его для реализации проекта умных велодорожек в Грозном и Альметьевске.
Мы успешно внедрили в производство композитный материал, который в разы увеличивает срок эксплуатации наших модулей, обеспечивает высокую прочность корпусу конструкций и эргономичный дизайн, безусловно, его характеристики вызывают большой интерес у заказчика.