Заслуги педагогов сложно переоценить. Именно они направляют своих учеников, помогая им развить свои навыки и таланты. История сохранила имена выдающихся учителей, которые оказали значительное влияние не только на своих именитых воспитанников, но и в целом на науку педагогику.
Посвящение Куницыну
Преподаватель нравственных наук Царскосельского лицея Александр Куницын (1783–1841) был одним из любимых учителей Александра Сергеевича Пушкина. На поэта он оказал значительное влияние (его лекции породили начало для вольнолюбивой лирики), и Александр Сергеевич, охотнее всего занимавшийся в классе профессора Куницына, посвятил ему такие строки в стихотворении «19 октября»:
…Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
Сам Александр Петрович Куницын происходил из семьи священника, получил образование сначала в петербургском Педагогическом институте, а затем был отправлен за границу, где слушал лекции немецких и французских лекторов. В Царскосельском лицее его называли «одним из даровитейших», он безупречно владел словом.
«Педагоги Царскосельского лицея в целом оказали влияние на творчество и личность Александра Пушкина, – рассказывает кандидат филологических наук Светлана Друговейко-Должанская. – Кроме того, общение с писателями и поэтами, чтение их произведений сформировали того Пушкина, что мы знаем. Например, поэма «Руслан и Людмила» была написана под влиянием баллад Василия Жуковского. Арину Родионовну, хоть и в символическом смысле, можно назвать наставницей Александра Сергеевича, именно благодаря её рассказам появились знаменитые сказки Пушкина».
Щадить ребёнка
Уроженец Санкт-Петербурга Пётр Лесгафт (1837–1909) был создателем научной системы физического воспитания, которая предусматривает как физическое, так и духовное развитие человека. Педагог выступал за то, что родителям следует давать свободу маленькому человеку, быть внимательным к его нуждам и «щадить ребёнка».
Пётр Францевич неоднократно писал, что главная задача родителей – создать в семье такие условия, при которых дети могли бы и развиваться, и участвовать в деятельности взрослых. Согласно учению педагога, правильно поставленное семейное воспитание создаёт нормальный тип ребёнка, и культивирует ценнейшие качества, такие как впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию.
Лесгафт выступал категорически против телесных наказаний детей:
«Ребёнок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип. Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».
Кроме того, именно Лесгафту принадлежит высказывание о том, что «нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать».
Всю жизнь – школе
Петербургский лицей № 387 носит имя выдающегося педагога Николая Белоусова (1926–2007). Николай Владимирович Белоусов всю свою жизнь посвятил работе с детьми и уверял, что главная задача школы – выпустить «здорового физически, нрав-
ственного и хорошо воспитанного гражданина-патриота».
Народный учитель Российской Федерации танкистом прошёл Великую Отечественную войну, участвовал во взятии Берлина и освобождении Праги. Вернувшись к мирной жизни, он работал сварщиком и параллельно получал образование географа. Получив долгожданный диплом, Белоусов начал работать в школе, преподавал он больше 50 лет, хотя уже с 1976 года получил должность директора школы.
Погиб Николай Владимирович трагически: по дороге домой, не дойдя всего 500 метров, он упал на заснеженную тропинку из-за плохого самочувствия. Помощь педагогу не оказал никто, на земле он пролежал 13 часов! Прохожие принимали заслуженного учителя за бездомного или пьяного. Перед смертью Белоусова ограбили – при нём не обнаружили ни денег, ни документов, ни мобильного телефона. После смерти учителя школе, в которой Николай Белоусов проработал всю жизнь, присвоили его имя.
Наставник императора
В возрасте 34 лет жизнь Василия Андреевича Жуковского (1783–1852) резко изменилась. Ему надолго пришлось оставить литературное творчество и всё своё время посвятить педагогике. В 1817 году его назначили учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы) Александры Фёдоровны. А в 1825-м он стал наставником-воспитателем великого князя Александра Николаевича (будущего императора Алек-
сандра II).
Своей целью Василий Андреевич ставил воспитать «не царя, но человека», не «учёного, а просвещённого». В итоге Жуковский оказал огромное влияние на личность царя-
освободителя. Он сам разработал для Александра 12-летнюю программу обучения, настаивая на изучении истории как основного предмета, а также права и языков. Усилиями педагога император знал латынь, французский, немецкий, английский и польский языки, а также географию, статистику, математику, логику и философию. Но главное, что Жуковский учил Александра любить людей. «Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю. Уважай закон: закон, не уважаемый царём, не будет храним и народом», – говорил он императору. Под влиянием идей Жуковского Александр II вырос человеколюбивым. А подданные ценили своего царя, который дал крестьянам свободу и решился на другие важные реформы в государстве.
Искусство обучать
Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1870) не зря зовут «учителем учителей» – после себя он оставил богатое научное наследие, работы, в которых говорил не только о воспитании подрастающего поколения, но и обозначил главные критерии, которым должен соответствовать учитель. Педагогику он называл искусством и никак иначе.
Ушинский родился в Туле, начинал работу в Ярославле, а в возрасте 27 лет переехал в Санкт-Петербург. Он был учителем словесности в Гатчинском сиротском институте, а после перешёл на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось добиться отмены разделения учениц на «благородных» и «неблагородных». С его подачи была введена практика педагогических совещаний, а дети на лето уходили на каникулы.
Главное, что пропагандировал Ушинский, – научить ребёнка трудиться и думать. Он был уверен, что теория и практика не должны идти врозь. Основой воспитания Ушинский называл гуманность к ученику, а от учителя требовал педагогического такта. Также он считал, что важнее вырастить нравственного человека, а не просто образованного. А ещё уделял внимание личным качествам самого педагога.
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – писал он. – Потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».