Ситуация на рынке медицинского оборудования, особенно на фоне санкций и ухода иностранных компаний, не первый месяц остается актуальной и обсуждаемой. Дело в том, что долгое время именно медицина оставалась одной из самых импортозависимых сфер. В последние годы ситуация начала меняться, чему как ни странно поспособствовала пандемия коронавируса. Три года назад доля отечественного оборудования достигла 17%, а в 2021 году уже 25,2%.
Но как сохранить эти темпы сегодня?
Консолидация и изменения
Эксперты и власти в один голос заявляют, что необходимо делать все, чтобы отечественные производители медицинского оборудования занимали те ниши рынка, которые раньше были заняты уходящими иностранными производителями. Идея есть, но реализовать ее сложно.
Директор по развитию компании «МедКомплекс А.В.К.» Сергей Айрапетян отмечает, что наладить полный цикл производства медицинских изделий и оборудования мешает процедура государственной регистрации. По словам эксперта, изменения в законодательстве могли бы существенно сократить сроки программ импортозамещения. О консолидации нужно подумать и всем участникам рынка.
«На сегодняшний день очень много смежных отраслей, которые могут помочь в создании своего продукта, не уступающего по качеству иностранному, но все упирается в финансирование и долгосрочность намерений», - говорит Айрапетян.
Есть проблема и с логистикой, производители испытывают серьезный дефицит комплектующих.
«Это связанно и с ограничением на рынке, и с увеличением логистических цепочек. Кроме ограничения авиаперелетов и закрытия морских портов, с рынка ушли многие ведущие транспортные контейнерные перевозчики», - говорит Айрапетян.
Следить за качеством
Еще один важный вопрос — это обслуживание медицинского оборудования после продажи. В современных реалиях даже простой ремонт становится проблемой, ведь часть комплектующих поставлялась из-за границы. Айрапетян подчеркивает: их компания дорожит партнерскими отношениями с поставщиками, но придирчиво относится к качеству продукции.
«Вероятность получить товар, не соответствующий качеству, у наших клиентов стремится к минимуму: мы отбираем все поставки, а также обеспечиваем надлежащие условия хранения и транспортировки. Тем не менее, на нашем сайте есть возможность подать рекламацию на ненадлежащее качество товара, наши менеджеры сопровождают каждую подобную заявку до ее логического завершения», - пояснил спикер.
К слову, количество рекламаций на отечественный и зарубежный товар почти не отличается.
Борьба за поставщика
Из-за ухода с рынка иностранных компаний, среди дистрибьюторов может развернуться борьба за надежного российского поставщика. «МедКомплекс А.В.К.» ситуация не пугает. А свой вклад в развитие отрасли компания видит в помощи развитию российских брендов медицинского оборудования на федеральном уровне.
«Мы первые много лет назад начали предлагать производителям не только осуществление закупки товаров, но и продвижение и развитие бренда на федеральном уровне. В первую очередь, речь шла о российских производителях, многие из которых тогда только начинали делать первые шаги. А сейчас для вывода различных категорий отечественного медицинского оборудования и мебели на рынок у нас есть все возможности и уже накоплен огромный опыт», - говорит Айрапетян.
Основная часть затрат по проведению рекламной кампании, по информированию потенциальных заказчиков о преимуществах товара снимается с производителя и ложится на компанию.
«А еще мы и наши партнеры должны помнить о нашей главной цели - не допустить, чтобы пациенты стали жертвой экономической изоляции нашей страны. Сделаем все, чтобы этого не произошло».