Примерное время чтения: 6 минут
62

Зажечь сердца. Кто они, дети-волонтёры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и факты - Петербург 23/10/2024 Сюжет Время думать о людях
«С нами дети развивают себя, помогая другим».
«С нами дети развивают себя, помогая другим». из личного архива героев публикации.

«Как хорошо, что ты в душе однажды зажёг весёлый огонёк добра!» – такая песенка поётся в одной из сказок ленинградского писателя Валерия Зимина. В 2012 году этот «огонёк добра» перекочевал с книжных страниц в реальную жизнь, когда появился одноимённый благотворительный фонд. Ответственными за поддержание огонёчка стали дети-волонтёры. И они неплохо справляются!

Рождены добрыми

«Организацию основала дочь писателя Валерия Зимина Мария Валерьевна, а я присоединилась к проекту спустя год, – рассказывает лидер АНО «Центр социальных и благотворительных проектов «Огонёк добра» Лида Пиви. – Я сама тогда родила ребёнка, и мне откликнулось то, что делала Мария: всё-таки неравнодушное общество появляется не само по себе, ответственных и небезразличных людей мы должны воспитать сами».

За время работы фонда добровольцами стали тысячи детей детсадовского и школьного возраста. Малыши и подростки помогают животным в приютах, заботятся об экологии, навещают людей старшего поколения и своих тяжелобольных сверстников в больницах. Каждое действие юного волонтёра приносит удовлетворение не только ему самому – сложно описать словами чувства одинокого пенсионера, получившего от маленького добровольца вручную расписанную баночку варенья. Или радость малыша с особенностями, который нашёл себе компанию друзей для игр и общения.

«Я уверена, что все дети рождаются отзывчивыми и добрыми, посмотрите, как они хотят помочь, как они открыты этому миру, – рассказывает Лида. – Поэтому надо этот навык развивать, рассказывать о том, что такое добровольчество. К сожалению, родители не всегда могут рассказать, как нужно действовать. Не потому что чёрствые, а просто сами не знают, не погружены в тему. Поэтому мы это рассказываем. Учитывая, что дети до 14 лет могут быть волонтёрами только вместе с родителями или педагогами (мы заключаем договор со школой или детсадом), видим, как и взрослые «зажигаются».

Продолжают сами

В основном фонд работает с учебными учреждениями. Пошагово детей вовлекают в социальную городскую жизнь через «маршруты доброты» – это серия мероприятий, которые в течение года посещает команда детей. Начинают с уроков человечности, на которых рассказывают, как помочь людям с белой тростью или человеку на инвалидной коляске. Объясняют, почему важно сортировать мусор и заниматься озеленением. Важно, что «уроки» – это не лекции, а именно интерактив. Один из самых необычных уроков фонда – обучение жестовому языку. Он поможет детям в будущем лучше понять глухонемого человека, помочь, например, указать дорогу. Но детям рассказывают и о других преимуществах языка – например, так они могут передавать информацию на расстоянии в полной тишине. Или рассказать историю через всю комнату без слов и крика.

«Мало объяснить ребёнку, почему незрячий человек идёт с палочкой. Например, на уроках наши лекторы предлагают детям завязать глаза и попробовать самостоятельно преодолеть путь в темноте, следуя только за собакой-поводырём. Это детям интересно, и это запомнится», – говорит Лида.

Следующие задания маршрута – физическое участие в волонтёрских акциях. Ребята приезжают на благотворительные ярмарки, готовят концерты для одиноких пожилых или помогают бездомным кошкам и собакам. В календаре маршрута множество мероприятий, суть которых в том, чтобы показать детям, в чём они могут быть полезны.

«Есть истории, когда подростки «отпочковываются» от своих команд и сами продолжают волонтёрскую деятельность, – улыбается Лида. – Среди них наш постоянный доброволец Илья, сейчас он ученик колледжа. Он пришёл к нам в пятом классе и так же, как остальные ребята, попробовал себя в разных видах волонтёрства, выбрав работу с пожилыми людьми. Постоянным волонтёром стал и Арам. Мы его помним совсем маленьким, а сейчас он выпускник и не только в нашем фонде доброволец – в своей гимназии создал общественное движение и газету».

Непростая тема

Детей знакомят с локальными благотворительными проектами постепенно и опираясь на возраст. С малышами поднимают темы, согласно их возрасту, – предлагают сделать игрушки для собак приюта или собрать «сундучок храбрости» для онкобольных детей. С волонтёрами, которые подросли, обсуждают уже более серьёзные темы.

«Важно, чтобы дети были в курсе многих тем, главное, чтобы информация подавалась в соответствии с возрастом, – говорит Лида. – Всё-таки разговор о проблеме бездомности с дошкольниками и одиннадцатиклассниками будет разный. Но он нужен. И мы рады, что у нас есть партнёры, которые это осознают и помогают нам строить занятия правильным, с точки зрения педагогики, образом».

Родители в курсе всех тем, которые обсуждают с юными волонтёрами. И жалоб о том, что их ребёнку ещё рано знать о раке или бездомности, не было.

«Это жизнь, её не спрячешь. Наоборот, важно рассказывать о проблеме рака, что нужно таких людей поддерживать».

Вырастить гражданина

Не все школы поддерживают участие в мероприятиях фонда. В таком случае дети могут пройти по «маршруту доброты» вместе с родителями.

«У нас порядка 40 семей, которые посещают мероприятия не только с детьми-школьниками, но и берут с собой даже двухлетних малышей, – объясняет Лида. – Мы выступаем только «за», ведь это даёт возможность с раннего возраста понять, что помогать – это норма, это нужно и важно. Есть ли польза от юных волонтёров? Безусловно. Они могут нарисовать открыточку и поднять настроение человеку. Во время дежурства в социальной столовой им по силам принести тарелку или чашку. В будущем такой ребёнок уже будет иначе относиться к своим родным бабушкам и дедушкам. За десятилетие нашей работы мы видим, что дети, которые были вовлечены в волонтёрство, вырастают гораздо более осознанными, отзывчивыми. Они уже не будут выбрасывать мусор на газонах, не будут избавляться от кошки или собаки, потому что животное надоело. Они не пройдут мимо беды незнакомого человека. Мы закладываем ростки гражданского общества».

Кстати, в будущем фонд планирует опубликовать истории своих волонтёров, в которых юные добровольцы объясняют, почему решили помогать. Ответы разные, но самый популярный звучит так: «Мы живём на общей планете, и здорово, когда каждый дружит и заботится о ближнем».

Кстати: устроить дубоворот

Родители и сами могут привлечь ребёнка к добровольчеству. Это может быть некая экологическая акция. Например, недавно в Петербурге собирали жёлуди! Только отборные, лучшие из всех. И ещё обязательно сухие. Взамен на коробочку желудей добровольцы получали саженец дубка. Ребёнок с мамой или папой может сделать такую же экологическую акцию самостоятельно. Если у родителей нет времени на поездки в приюты для животных, то никто не мешает кормить этих самых бездомных животных на улицах – летом покупайте корм для кошек (в каждом дворе Петербурга есть усатые), а зимой устраивайте кормушку, которую обязательно полюбят воробьи и редкие для города синицы.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах