Примерное время чтения: 9 минут
1042

России нужны чемпионы. Тамара Москвина о фигурном катании в эпоху санкций

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и факты - Петербург 21/12/2022
Александр Галлямов и Анастасия Мишина (чемпионы Олимпийских игр-2022 в командном турнире), ученики заслуженного тренера России Тамары Москвиной.
Александр Галлямов и Анастасия Мишина (чемпионы Олимпийских игр-2022 в командном турнире), ученики заслуженного тренера России Тамары Москвиной. Федерация фигурного катания Санкт-Петербурга

 22 декабря начинается чемпионат России по фигурному катанию, где принимают участие и спортсмены из Петербурга.

Насколько сильна конкуренция? Как добиться высоких результатов? Когда увидим четверные прыжки в парном катании?

Об этом spb.aif.ru рассказала знаменитый наставник олимпийских чемпионов, заслуженный тренер РФ Тамара Москвина.

Главное – результат

Елена Данилевич, spb.aif.ru: Тамара Николаевна, первенство в Красноярске станет главным прокатом сезона, так как из-за санкций нашу национальную команду снова не допустили на чемпионаты Европы и мира (пройдут в январе и марте 2023 г. – Прим. ред.). Как несправедливое отстранение, потеря рейтингов сказываются на спортсменах, тренерах?

Тамара Москвина: Никак. Да, мы не участвуем, не выступаем. Ну что теперь, бросаться в прорубь? У нас в России есть серия внутренних соревнований, которые по количеству и качеству не уступают международным. Не хватает иностранных конкурентов? Но в некоторых видах они нам и не нужны. Потому что наши спортсмены как были лучшими в мире, так и остаются – и все это прекрасно знают. Достаточно посмотреть, как проходили этапы и финал Гран-при, который осенью-зимой состоялся под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ). Кстати, аналогичный турнир параллельно проводился и в России. Конечно, то, что наши фигуристы с их уровнем подготовки и положением в мировом спорте не принимают участие в состязаниях высокого класса, – потеря. Но ничего катастрофичного не произошло, пессимизма нет.

– Недавно в Петербурге завершился чемпионат страны по прыжковым элементам. В России он проводился впервые. Как вы оцениваете новый формат?

– Оценки самые высокие. Это чемпионат, сочетающий в себе профессионализм и приемы шоу-бизнеса, комбинацию спорта и развлечения. Такой проект придумали специально, чтобы, с одной стороны, в нынешней ситуации поддержать спортсменов, с другой – привлечь к катанию на коньках внимание публики, особенно молодежи. Чтобы зрители по достоинству оценили отточенность движений, красоту линий, накал страстей. Задуманное удалось, не случайно на командном турнире в «Юбилейном» был аншлаг, а там в зале несколько тысяч мест. Все боролись с полной отдачей, качественно выполняя сложнейшие элементы. Хорошая разминка перед чемпионатом России.

– На первенство в Красноярске вы повезете сразу три пары. Две звёздные: Анастасию Мишину - Александра Галлямова, Александру Бойкову – Дмитрия Козловского, и новичков Ясмину Кадырову -  Валерия Колесова, которых взяли нынешним летом. Цель лидеров – завоевать медали. А какую задачу ставите перед вновь прибывшими?

– Как и перед всеми остальными – показать результат. Они пришли в нашу группу от разных тренеров, разных партнеров, но вместе составили хороший дуэт. Сейчас ребята усиленно готовятся. Нужно, чтобы их техническое мастерство было на высоком уровне, а с художественной стороны они отличались от других. Копировать не надо. Наоборот, каждая пара должна иметь свои особенности, выделяться стилем, манерой, почерком. Это стимулирует и самих спортсменов, и очень нравится зрителям, для которых мы выступаем. Поэтому будем менять им программы, чтобы у публики был длительный интерес.

– Вы сказали, что главное – результат. Но если он получится меньше, чем планировали? Что тогда?

– Ничего страшного. У всех есть проекты успешные и не очень. Будем анализировать, где допустили промахи, недостатки, как улучшить, поправить тот или иной элемент – это процесс, характерный для любого дела. Кроме того, в нашей группе всегда рядом катаются те, кто начинает, и сильные пары. Это тоже подстегивает, заставляет постоянно поднимать планку, так как здоровая конкуренция – одно из условий более быстрого роста и развития. Все смотрят друг на друга, своих коллег по команде и стараются не ударить в грязь лицом.

На высоте – четыре оборота

– Сейчас без четверных никуда, и в парном катании тоже активно обсуждаются четверные подкрутки и выброс. Хотят освоить эти элементы и ваши пары. Но это большой риск, возможны травмы. Что вы думаете как тренер?

– В фигурном катании все элементы рискованные. Даже если просто стоять на льду, конек может попасть в трещину и неприятных последствий не избежать. Да, риск. Но на то и мастерство тренеров, использование современных приспособлений, чтобы свести его к минимуму. Или сделать так, чтобы опасность падения была как можно меньше. Сегодня в нашем виде спорта многое меняется. Маленькие худенькие девочки в одиночном катании крутят по несколько прыжков в четыре оборота, что еще лет двадцать назад было не представить. И даже у титулованных фигуристов, при всей яркости образов, программы примерно одного содержания: прыжки, каскад, поддержки. Куда идти дальше, чем выигрывать? Улыбки и стройности мало, такого критерия нет. Поэтому надо развиваться дальше. Вопрос – в какую сторону.

– Многие связывают будущее с усложнением программы. Знаю, что вы с этим согласны, а вот с четверными – не очень. Почему?

– В четверной подкрутке партнер должен так подбросить партнершу, чтобы она на высоте могла сделать три с половиной оборота. А затем, в соответствии с правилами, ее нужно поймать в воздухе определенным образом. Очень трудно и травмоопасно. К тому же сегодня, по оценочной таблице ИСУ, этот элемент стóит не так «дорого», чтобы идти на подобный риск. Поэтому, считаю, привлекать судей и зрителей на данный момент надо оригинальностью композиции, придумыванием маленьких шедевров. И пока у нас нет стартов высокого уровня, использовать это время на разработку новых, интересных, сложных приемов. Нужны новые подходы, и мы их ищем.

– Вы говорите о выигрыше: это основная цель для спортсмена? Что важнее – запоминающееся выступление или место на пьедестале?

– Цель спорта – быть лучшим. Эффектные образы? Пожалуйста, используйте их в показательных номерах. Там придумывают разные сюжеты, вставляют зрелищные элементы, которые вызывают восторг у публики, но сложными не являются. Повторю: в соревнованиях главное – результат. А говорить, ах, был такой выдающийся спортсмен с замечательными программами – мало. Одно дело талантливо работать, слышать аплодисменты зрителей – и совсем другое завоевать награду, быть сильнейшим. Это две разные задачи, и решаются они по-разному.

Полный контроль

– Если перенестись в 2000-е, вы в то время четыре года работали в Америке. Как проходили занятия за океаном, как к вам относились?

– Хорошо, уважительно. Тогда в России была непростая обстановка. В фигурном катании, например, начались проблемы от финансирования – до невозможности залить лед на катке. А нам предстояло ехать на Олимпийские игры 2002 года и бороться за медали. Вот мы и решили подготовить пару Бережная Сихарулидзе за счет американцев. Они относились к нам доброжелательно, ценили как специалистов, тем более что мы занимались как со своими, так и местными учениками. Ничего особенного не вижу в том, чтобы поработать за рубежом. Сейчас весь мир перемещается. Люди приезжают, уезжают, меняют место жительства, фирмы и компании – это тенденция нашего времени.

– На днях из этой страны неожиданно пришли обнадеживающие новости. Олимпийский комитет США выступил за участие россиян в Олимпиаде-2024 в Париже. Предложение поддержали и хозяева Игр французы. Может, наконец, с беспрецедентным давлением на наших атлетов будет покончено?

– Думаю, вы настроены слишком оптимистично. Пока это только слова и пожелания. Вот когда увидим конкретные действия, тогда эту тему можно серьезно обсуждать. И предпринимать реальные шаги, чтобы снова влиться в международные старты.

– Тамара Николаевна, вы в профессии больше 50 лет. Читала, что некоторые тренеры, когда их ученики выступают, находятся в таком напряжении, как будто катаются вместе с ними. У вас тоже эмоции зашкаливают или смотрите отстраненно?

– Стараюсь смотреть отстраненно. Когда ребята выступают, от меня уже ничего не зависит. На соревнованиях я привожу себя в состояние полного контроля. Всегда слежу за пульсом: обычно самая большая частота – 12 ударов за 10 секунд. Нахожу приемы, чтобы быть спокойной и фиксировать все, что происходит на площадке. Как пары себя ведут, чем можно помочь. Более того, спортсмены должны видеть уверенность тренера, а он сам – замечать все маленькие недочеты, чтобы потом грамотно провести «разбор полетов».

– Вашим ближайшим помощником является еще один тренер – Артур Минчук. Извините за вопрос – готовите себе замену?

– Будем объективны. Мне 81 год. Конечно, я хочу жить до 200 лет (улыбается). Если серьезно, любой руководитель, думающий о преемственности, заботится о своей смене. Сегодня нагрузки и требования такие, что только одному наставнику невозможно подготовить спортсменов мирового уровня. А в нашей группе четыре пары высокого класса. Поэтому мы действуем коллективом, помогаем и дополняем друг друга, творчески спорим.

Я, например, работаю с удовольствием. Постоянно учусь – мне до сих пор все интересно. К возрасту отношусь спокойно, скидок не делаю. Наш каток находится на улице Бабушкина, 30. И если кто-то спрашивает, где меня найти, отвечаю: бабушка Тамара на улице Бабушкина. Кроме того, мы не только готовим фигуристов, стремимся, чтобы они завоевывали призовые места, но и занимаемся воспитанием. К нам приходят дети, которые потом развиваются, вырастают, сами становятся тренерами. Для меня это большой стимул. Тем более что в Петербурге созданы хорошие условия для занятия фигурным катанием и другими видами спорта. Городу, стране нужны не только чемпионы, но и специалисты, которые продолжат наше дело.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах