Петербурженка Анастасия Боднарук сенсационно выиграла «золото» на чемпионате мира по рапиду (быстрым шахматам) в узбекистанском Самарканде.
Анастасия стартовала на турнире под скромным 51-м номером. На протяжении всех 11 партий она последовательно обыгрывала соперниц одну за другой: финалистку Кубка мира Нургюл Салимову из Болгарии, двукратную чемпионку мира по блицу Бибисару Асаубаеву из Казахстана и одну из сильнейших китайских шахматисток Чжу Цзиньэр.
Уже в новом статусе 31-летняя спортсменка рассказала «АиФ-Петербург», как повлиял на мир современных шахмат сериал «Ход Королевы», и может ли человек обыграть робота.
Из гимнасток в гроссмейстеры
Анастасия родилась в Петербурге. Её отец – кандидат в мастера спорта по шахматам – с трёх лет начал обучать игре дочь. По словам спортсменки, он стал для неё первым и самым главным в жизни тренером.
«В то время у нашей семьи не было достаточно денег на полноценного тренера, – вспоминает Анастасия. – И тогда отец просил более сильных шахматистов помочь мне советом, дать рекомендацию, разобрать партию. Все эти уроки были урывочными, но для моего становления – бесценными».
Анастасия в детстве занималась ещё и художественной гимнастикой, но в итоге сделала выбор в пользу шахмат. У чемпионки есть младшие брат и сестра, которые тоже много времени проводили за доской. Брат от шахмат вскоре отошёл, а сестра дважды становилась чемпионкой России среди девушек.
Сначала Анастасия училась в спортивном интернате в Москве, затем окончила колледж олимпийского резерва и университет физической культуры имени П. Лесгафта в Петербурге. По её словам, ей пришлось поступать на факультет шашек, потому что отделения шахмат в то время ещё не было. После окончания университета она участвовала в соревнованиях и параллельно преподавала игру в шахматы.
В копилке петербурженки немало престижных наград: она побеждала на женском командном чемпионате Европы 2015 года в составе сборной России, становилась чемпионкой России по блицу в 2015– 2017, 2019 годах и по рапиду в 2017, 2023 годах. Но такого большого успеха в карьере, как на последнем чемпионате, ещё не было.
«Осень получилась насыщенной: сначала чемпионат России, потом командный турнир в Китае, где мы выиграли, – рассказала Анастасия. – Коллеги по команде и тренер меня зарядили, и этого хватило для победы в Самарканде».
Наедине с доской
Никита Серебряков, SPB.AIF.RU: Анастасия, как вы считаете, шахматы – больше женский или мужской спорт?
Анастасия Боднарук: Думаю, так исторически сложилось, что в шахматы приводили мальчиков, поэтому мужчин-шахматистов статистически больше. Бытует мнение, что это неженское занятие, и для девочек больше подходят танцы, хореография. Хотя всё меняется – сегодня чаще родители отдают девочек в шахматные секции.
– А есть ли разница между мужским и женским стилем игры?
– Мужчины допускают гораздо меньше ошибок в партии. А болельщикам конкретной шахматистки приходится несладко: она может выигрывать в течение всей партии, а потом допустить глупую ошибку и неожиданно проиграть.
– Существует стереотип: шахматисты – люди закрытые, необщительные. Правда?
– Понимаете, шахматы – это такая игра, где на протяжении долгого времени ты наедине с самим собой. Бывает, что партия длится четыре-пять часов, сидишь за доской, нет ни диалога с соперником, ни физического контакта – как в других видах спорта. И это состояние переносится на повседневную жизнь.
Поэтому шахматисты, как правило, – это люди, которые любят поразмышлять, углубиться в свои мысли, шахматные идеи. Да, в каком-то смысле мы больше интроверты, хотя среди игроков встречаются разные личности. Зато если ты готов глубоко погружаться в шахматы, то есть большая вероятность, что и на других темах сможешь концентрироваться.
С другой стороны, никакая интроверсия не мешает нам, шахматистам, общаться друг с другом. Мы большой коллектив: и в России, и в мире все друг друга знают. Когда полгода проводишь на турнирах и видишь одни и те же лица, со многими складываются крепкие дружеские связи.
– А как шахматисты переключаются, отдыхают?
– Лучшее решение – физическая активность. Все топовые шахматисты следят за физической формой. Я люблю плавание, летом бегаю. И просто прогулки тоже люблю – это хороший способ разгрузить голову.
«Искали в ухе жучков»
– В советское время шахматы пользовались большей популярностью у молодёжи, а что поменялось сегодня?
– Да, когда-то был настоящий шахматный бум, а сейчас у людей огромный выбор увлечений. Сказывается доступность гаджетов для детей: вряд ли они выберут шахматы из множества других завлекающих игр на смартфоне. Так что это серьёзный вызов для родителей и педагогов. С другой стороны, в последние годы популярность игры возвращается. В этом помог сериал «Ход королевы», фильм «Чемпион мира» с Константином Хабенским и другие.
– Смотрели какие-то из этих фильмов?
– Да, мне особенно понравился сериал «Ход королевы», где главная героиня – девушка. Для женских шахмат это вдвойне приятно.
– Как думаете, искусственный интеллект сильно влияет на современных игроков?
– С каждым годом, к сожалению, умирает шахматное творчество. Компьютерные движки стали доступны всем, любой новичок может ими пользоваться. Раньше профессионалы садились за доску и сами искали идеи, обдумывали позиции. Теперь же компьютер делает всё за нас, и шансы на успех топового гроссмейстера и слабого игрока уравниваются, если последний использует какой-нибудь движок.
– Это вроде допинга в других видах спорта…
– Страшнее допинга. Так называемые «читеры» используют микронаушники и разные электронные устройства во время партии. Их почти невозможно поймать. На серьёзных соревнованиях нас проверяют металлоискателем. На чемпионате мира в Самарканде впервые к уху мне подносили специальный прибор для поиска «жучков». Но всё равно не все устройства срабатывают на детекторе, и это становится серьёзной угрозой для нашего спорта.
А ещё это оказывает психологическое давление. Когда игрок во время партии часто выходит из зала, ведёт себя как-то неестественно, волей-неволей начинаешь его подозревать – ведь все знают об угрозе «читерства». И сама мысль об этом отвлекает, тогда начинаешь ошибаться в игре.
– Кто вас вдохновляет из мира шахмат, с кем хотели бы сыграть однажды партию?
– Наши российские чемпионы – Ян Непомнящий, Даниил Дубов. Они очень творческие игроки. Конечно, слежу и за питерскими шахматистами. Из мировых игроков – это Магнус Карлсен. С каждым из них с удовольствием сыграла бы.
– А помимо шахмат следите за другими видами спорта?
– Смотрю большой теннис, гимнастику, плавание и фигурное катание. Прошлой осенью была на футболе, болела за «Зенит».
– Какие ближайшие планы?
– В этом году тренерскую деятельность отодвину на второй план и сделаю упор на подготовку к соревнованиям. Мне уже поступило приглашение на женский круговой турнир в Вене в конце февраля. Надеюсь, что успею оформить визу и принять в нём участие. Также по планам командный чемпионат России в Сочи, а главная цель – отобраться в суперфинал чемпионата России. Ну и конечно – поднимать свой шахматный рейтинг.
– Есть ли у вас какой-то талисман?
– В детстве перед чемпионатом Европы мне подарили красивую еловую шишку. Я весь турнир брала её собой и выиграла соревнование. Она и сегодня где-то у меня лежит.
На чемпионате в Самарканде я играла в классических полукроссовках. Организаторы сделали мне замечание после первой партии, ведь был строгий дресс-код. Заставили надеть туфли, а в них было не очень комфортно. Но в итоге я выиграла, и теперь, может быть, буду возить эти туфли на соревнования как талисман.