На северном берегу Финского залива есть посёлок с необычным названием – Лисий Нос. Несмотря на скромный статус, у него богатая многовековая история. Он на два века старше Петербурга и в этом году отметил 525-летие.
Почему так назвали это место, и откуда у него народное прозвище – «мыс казнённых»? Где находится Малая дорога жизни и какие достопримечательности сохранились до наших дней? Об этом – в материале spb.aif.ru.
«Село Лисичье»
Лисий Нос – название мыса в северной части Невской губы. Первые сведения о посёлке встречаются уже в 1500 году – в писцовой книге Водской пятины упоминается «село Лисичье в Корине носу». «Корин» по-фински – «риф» (подводный камень). Со временем слово потерялось, а «село Лисичье» превратилось в «Лисий Нос». При Петре I здесь, так же, как в Лахте и Сестрорецке, посадили дубовую рощу – «Средние Дубки». Кстати, «Средние» – не потому, что небольшие, а потому что в Сестрорецке были «Дальние Дубки», а в Лахте – «Ближние».
Очередной этап истории этих земель начался в 1764-м, когда Екатерина II пожаловала Лахтинскую мызу и окрестные территории графу Орлову. Он своим имением не занимался и продал его другому графу – Стенбок-Фермору. В итоге представители этого знатного рода стали владельцами побережья Финского залива от Лахты до Лисьего Носа. А когда в конце XIX века сюда пришла Приморская железная дорога, начали выгодно продавать участки под дачное строительство. Отличился мыс и во время Крымской войны. Здесь, на «кончике носа», были устроены гавань и редут из 11 орудий для защиты Петербурга от английского флота.
Сегодня это сложно представить, но в 1905–1907 годы Лисий Нос стал местом казней. В посёлке расстреливали революционеров и тайно хоронили убитых. Масштабы были такие, что современники называли его «лобным местом революции» и «мысом казнённых»…
Во время Великой Отечественной Лисий Нос вместе с Ораниенбаумом и Кронштадтом прошёл через испытания блокадой, но вопреки всему продолжал жить и бороться. После победы, в 1948-м, посёлок по какой-то причине отнесли к категории рабочих, хотя он оставался дачным пригородом, где проживали около 20 тысяч человек. В 1996-м вошёл в состав Приморского района Петербурга.
Малая дорога жизни
Гостей Лисьего Носа на Центральной площади прямо у вокзала встречает памятник Малой дороге жизни. Он был открыт в канун 70-летия Победы 8 мая 2015 года. Автором монумента «Дорога мужества» стал коренной житель Лисьего Носа скульптор Виктор Новиков, ребёнком переживший осаду и написавший книгу воспоминаний «Блокада снится мне ночами».
Солдат с винтовкой и фонарём указывает путь машинам. За его спиной – мешки с мукой, только что спасённые из ушедшей под лёд полуторки. У подножия монумента надписи: «Лисий Нос», «Кронштадт», «Ораниенбаум». Рядом барельефы, изображающие четыре эпизода большой войны: выпускники школы уходят на фронт, ночной авиатаран в небе над Финским заливом, освящение построенных на средства простых жителей танков, переброска солдат Красной армии на Ораниенбаумский плацдарм…
С Лисьим Носом связаны многие страницы обороны Ленинграда. На аэродроме базировался 26-й истребительный полк, защищавший небо блокадного города, а местные жители, как могли, помогали осаждённому Ленинграду. Рыболовецкие колхозы под обстрелом и авианалётами добывали рыбу для фронта. На южном берегу выращивали морковь, картофель, капусту. В Кронштадте работали заводы и госпитали.
Также здесь начиналась Малая дорога жизни. Все знают знаменитую трассу, проложенную по льду Ладожского озера. А вот Малая дорога, проходившая через Лисий Нос и связывавшая Ленинград с Кронштадтом и Ораниенбаумом, известна гораздо меньше. Между тем её значение было огромным – без доставленных по ней боеприпасов и продовольствия удержать Ораниенбаумский плацдарм было бы невозможно. Мужественно державший оборону Ораниенбаум сковывал вокруг себя значительные силы противника. Именно с этого «пятачка» началась военная операция «Январский гром», благодаря которой 27 января 1944 года удалось полностью освободить город от вражеской осады.
Блокадная молитва
Одной из самых сильных точек притяжения посёлка является Князь-Владимирский храм, расположенный на Балтийском проспекте. Он был возведён в 1913–1917 годах по проекту работавшего в стиле эклектики и модерна архитектора Павла Мульханова. В Петербурге этот талантливый зодчий построил свыше 80 зданий, большинство на Петроградской стороне. В 1930-е годы начались гонения на церковь. С колокольни сбросили 62-пудовый колокол, а в 1937–1938 годах храм совсем закрыли. Но верующие объединились и – редкий случай – добились возобновления его работы.
Во время блокады Князь-Владимирская церковь была одним из немногих православных храмов, где, несмотря на голод и холод, по-прежнему возносились молитвы. В Пасху 1943-го для службы даже отменили комендантский час. А в канун Пасхи 1944-го перед храмом прошло построение танковой колонны «Дмитрий Донской», средства на которую всем миром собрали прихожане и местные жители.
Сейчас храм действует, при нём открыта воскресная школа. Сохранились великолепные витражи, круглая печь и большие напольные иконы, которые были привезены верующими по льду Финского залива из разрушенного Андреевского собора в Кронштадте. К столетию со дня постройки храм был отреставрирован по проекту архитектора Ольги Рунтовой. Сейчас он имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Советский Диснейленд?
В 1980-х годах судьба Лисьего Носа могла круто измениться – в посёлке собирались открыть первый советский Диснейленд. Первоначальный проект включал парк с аттракционами, бассейнами, океанариумом, зоопарком, ботсадом, театрами на 850 и 450 мест, а также кинотеатром из шести залов по 300 мест. Но всё закончилось, не начавшись. Сначала категорически против выступила общественность, а затем развалился Советский Союз, и стране стало не до диснейлендов.
Однако ничто не проходит бесследно. Удивительно, но смелые и в чём-то фантастические мечты могут сбыться сейчас. Дело в том, что рядом с Лисьим Носом расположена станция Горская, где планируется построить грандиозный круглогодичный курорт. Он будет включать самую большую в Европе яхтенную марину со специальными помещениями и ангарами. Здесь возведут спортивный кластер, киностудию с тематическим парком, экстрим-парк с крытыми и открытыми зонами, станции водных видов спорта и огромный бассейн площадью почти 30 тысяч «квадратов» – как «четыре футбольных поля». Будут построены кварталы с комфортными гостиницами и автостоянками, образовательный комплекс и бизнес-центр. Так что Лисий Нос вполне может стать частью мега-проекта XXI века.
Шпили и башенки
Но главные достопримечательности Лисьего Носа – это старинные дачи. Их, на удивление, сохранилось немало. Деревянные, причудливой формы, с острыми шпилями, башенками и резными ставнями, они до сих пор поражают изысканностью и красотой. Большим поклонником здешних мест был знаменитый русский художник Иван Шишкин. Он приезжал сюда постоянно и первокурсником написал свою первую картину, получившую академическую премию – «Пейзаж на Лисьем Носу».
Уже будучи известным живописцем, Шишкин мечтал открыть в Лисьем Носу мастерскую. К сожалению, его планы так и не сбылись, но это не помешало великому мастеру на всю жизнь сохранить любовь к северной природе.
Как доехать?
На автобусах от станции метро «Чёрная речка» или «Старая деревня», а также электричками от Финляндского вокзала. В выходные последний вариант самый быстрый, так как минует пробки. Время в пути – около 40 минут.
