Куда всё катится? Авторынок переживает очередной кризис

Весной автодилеры, скорее всего, будут продавать машины с серьёзными скидками. © / Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

В начале марта на популярных сайтах по поиску работы появились десятки объявлений о новых вакансиях на петербургских предприятиях автопрома. Автомобильное производство, очевидно, начинает оживать. Кроме того, эксперты заговорили о возможном возвращении части зарубежных брендов. Но одновременно стало известно о том, что продажи новых автомобилей практически рухнули, а в автоцентрах и на складах стоят тысячи машин, на которые не находят покупателей.

   
   

Что происходит на авторынке Петербурга, и чего ждать автолюбителям – разбирались spb.aif.ru.

«Нам нужны люди»

Часть зарубежных брендов, которые ушли из России в последние три года, начали прощупывать возможность вернуться на рынок – чаще всего в этой связи называют японскую Toyota и южнокорейскую Hyundai.

Любопытно, что про планы компаний пишет именно азиатская пресса – российские власти информацию не опровергают, но и не подтверждают.

У обеих компаний были предприятия на территории Петербурга – так, Toyota работала в Шушарах, и производственная мощность завода составляла до 100 тысяч автомобилей в год. Однако японцы продали предприятие без опциона на обратный выкуп. И сейчас здесь выпускают премиальные российские Aurus. Это очень дорогие автомобили, и потому их производят гораздо меньше, чем некогда выпускали Toyota.

По данным «Автостат-Инфо», за весь прошлый год в России продали всего 121 машину Aurus, из них в Петербурге только 7. Мощности предприятия явно недозагружены, и поэтому появление объявления о новом наборе персонала на завод в Шушарах можно считать хорошим признаком. По рынку ходят слухи, что возможно заключение соглашения о развитии с ещё одним китайским брендом.

Массовый набор персонала начался и на бывшую площадку Hyundai, которая сейчас принадлежит структурам AGR и собирает машины под брендом Solaris. Ищут свыше 50 специалистов. Оживился и корейский поставщик автокомплектующих Donghee Rus, базирующийся в Левашово, в компании не стали кривить душой и прямо признались, что к лету намерены расширить производство. «Возобновляется производство. Санкции не давали полноценно работать, сейчас это всё возрождается, нам нужны люди», – пояснили журналистам.

   
   

Слишком дорого

Вместе с тем это оживление происходит на фоне фактически рухнувших продаж автомобилей.

«Если в прошлом марте было продано порядка 145 тысяч легковых автомобилей, то в этом марте продажи могут составить около 70 тысяч машин – вдвое меньше, чем было в марте годичной давности», – рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.

Среди основных причин такой ситуации сами автодилеры называют рост ключевой ставки Центробанка. За последние три года цены на автомобили взлетели в несколько раз, и купить транспортное средство без кредита для абсолютного большинства россиян почти невозможно. А вместе с ростом ставки подпрыгнули и кредитные платежи, и в этой ситуации многие отказались от планов по покупке машины, причём это касается и новых авто, и подержанных. В результате склады у автодилеров забиты. Если верить автору канала «Русский автомобиль» Сергею Цыганову, то только на стоянках «Автозавода Санкт-Петербург», который собирал Xcite Cross 7 и 8, сейчас стоят порядка 7–8 тысяч новеньких нераспроданных автомашин.

Всё это, впрочем, создаёт ситуативное преимущество для покупателей – весной автодилеры, скорее всего, будут вынуждены продавать машины с серьёзными скидками. Эксперты считают, что имеет смысл торговаться, тем более что на рынке достаточно много автомобилей, которые были выпущены ещё в начале

2024 года и с тех пор так и не нашли владельцев, ещё чуть-чуть и эти машины станут настоящей обузой для автоцентров. Уже сейчас появились спецпредложения, когда машина, изначально стоившая 1,8 млн рублей, может с учётом различных скидок отойти покупателю за 1,3 млн рублей.

Мнение эксперта

Член Общественной палаты СПб, председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов:

«Я спокойно отношусь к тому, что китайские автомобили сейчас вытеснили западные или японские бренды. В конце концов, не так давно мы считали, что корейские автомобили – так, чепуха, в сравнении с теми же немецкими, а сейчас относимся к ним с уважением. Вот и китайцы активно работают над качеством, и нет сомнений, что современные «китайцы» стоят своих денег – хотя и бывают казусы, как в феврале, с вышедшими из строя датчиками из-за высокого атмосферного давления. Однако я считал и считаю, что магистральным направлением должно быть развитие собственного автопрома, а не просто переклеивание «шильдиков», как это у нас практикуется. В качестве временной меры в условиях кризиса – хорошо, но в целом мы обязаны создавать собственную автомобильную промышленность, пусть и в кооперации с теми же китайцами».