Названия продукции, выпускаемой на бывших заводах IKEA в Ленинградской и Кировской областях, будут на языке коми. Об этом сообщил Руслан Семенюк, председатель совета директоров ООО «Лузалес», которое и купило фабрику шведского бренда в Тихвине. Очевидно, что, используя непонятные для большинства россиян термины из финно-угорского языка для названия мебельных линеек, новые собственники попытаются заменить аналогичные (и бывшие предметом для нескончаемых шуток) шведские наименования.
А как приспосабливаются к смене собственников прочие заводы, брошенные их иностранными собственниками и получившие новых владельцев?
Продолжат производство
Петербургский завод японского концерна Nissan окончательно остановил производство осенью 2022 года после того, как возникли трудности с поставкой комплектующих. Ближе к концу года стало известно, что на заводе запустят производство автомобилей Lada от АвтоВАЗа в кооперации с китайской компанией. В итоге АвтоВАЗ выкупил предприятие за символическую сумму в один евро в феврале 2023 года. Руководство объявило, что наладит выпуск новых машин уже во втором полугодии, а все рабочие места и выплаты сотрудникам сохранит.
«В линейке бренда Lada появятся автомобили более высоких сегментов. При этом они не будут конкурировать с той продукцией, которая сегодня выпускается под брендом АвтоВАЗа», – сказал экс-директор компании Максим Соколов.
На бывшей площадке Nissan в текущем году планируют производить до 10 тысяч машин марки Lada, а в последующие годы производство может вырасти до 50–70 тысяч. Первый автомобиль Lada, выпущенный на заводе Nissan, можно будет увидеть на Петербургском международном экономическом форуме в июне.
Федеральные власти также одобрили приобретение «Татнефтью» российских активов финской компании Nokian Tyres. Таким образом, одни из самых популярных автомобильных шин в России, которые выпускаются на заводе во Всеволожске, отныне будут производить под контролем российской нефтяной компании из Татарстана. Мощность завода – порядка 17 млн шин в год, что составляет примерно 40% от потребностей российского рынка. Впрочем, лишь 20% продукции завода продавалось внутри страны, остальное шло в Евросоюз (что говорит о высоком качестве выпускаемых изделий). При этом в России шины, произведенные под брендами Nokian Tyres, также пользовались популярностью, стабильно занимая первое-второе места в рейтинге самых продаваемых внутри страны. И это при сравнительно высокой стоимости.
«Думаю, что такой перехват контроля над продвинутым западным предприятием пойдет на пользу не только самой «Татнефти», но и всей российской экономике. Кроме социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, налоговых отчислений и так далее) мы получим также технологии производства шин, которых у собственно российских предприятий пока не было. Ведь финны долгое время вкладывались в развитие предприятия, инвестировали немало средств. И технологии – это важно. Другое дело, что надо понимать – прежние объемы производства сохранить, скорее всего, не получится. Львиная доля продукции шла на экспорт, прежде всего в Евросоюз, и перенаправить все эти объемы на внутренний рынок будет сложно. Скорее всего, часть производственных линий все-таки придется законсервировать. Но в любом случае это наиболее оптимальный вариант развития ситуации из тех, что были возможны», – считает кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ в Петербурге Иван Котляров.
Учебный центр на заводе
Сложнее обстоят дела с южнокорейской компанией Hyundai. Она владела двумя площадками в Северной столице – в Сестрорецке и в Шушарах. С марта 2022 года из-за сложностей с поставками комплектующих автозавод ушел в простой. Сейчас есть несколько вариантов перезапуска производства. Городские власти договариваются с компанией из Казахстана о покупке одной из площадок. Также, по словам губернатора Петербурга Александра Беглова, один из корпусов могут превратить в образовательный центр, где будут проходить практику учащиеся всех технических колледжей Петербурга.
Наконец, наиболее сложная ситуация складывается с бывшим заводом японской корпорации Toyota Motor. Она объявила о решении покинуть Петербург в сентябре 2022 года. В ноябре начали сокращать сотрудников, но пообещали им выплату компенсаций. В декабре завод проходил процедуру консервации. А недавно он перешел в собственность Минпромторга ФГУП «НАМИ».
Сейчас, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, ведомство совместно с петербургским правительством прорабатывает возможные варианты дальнейшего развития площадки.
«Скорее всего, это по-прежнему будет выпуск автомобилей. Насчет того, каких именно, пока решение не принято», – отметил чиновник.
На завод Henkel в Тосно нашли покупателя. По информации СМИ, купить российские предприятия немецкого концерна готов отечественный производитель лекарств «Фармстандарт». Есть информация, что соглашение будет включать условие о возможности обратного выкупа заводов, а также то, что после продажи фабрик выпуск продукции под брендами Henkel продолжится. Сумма сделки неизвестна.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.