Новое такси – новые цены? Ждать ли роста стоимости такси в Петербурге

Григорий Тимченко / АиФ

С 1 сентября в Северной столице должны будут вступить в силу новые правила работы такси. Профессиональные извозчики и таксопарки обязаны будут перекрасить машины под единый стандарт, покинуть некоторые места парковок, а все водители перед началом смены обязаны проходить медосмотры. Кто оплатит новые расходы?

   
   

Полная блокировка для несогласных

Соцсети Петербурга полны жалоб на таксистов — грубят, везут быстро (или медленно), не приезжают в указанное время. Сами водители огрызаются и напоминают, что желающих работать извозчиками не так-то много: работодатели предлагают таксистам зарплату до 100 тыс. рублей. При этом 63% водителей такси в Петербурге своими заработками недовольны, так как чаще всего не получают обещанные деньги на руки. Это провоцирует уход водителей в «серый сектор», а оставшиеся вымещают недовольство на пассажирах. Сейчас власти заявили, что будут наводить порядок в сфере такси. И это не только городская инициатива.

Кстати
По данным статистики, в Петербурге официально работают 28 тысяч автомобилей такси. Общий оборот средств на рынке такси Петербурга оценивают в 50–70 млрд рублей.

В конце прошлого года депутаты Госдумы приняли федеральный закон № 580, который, как полагают народные избранники, сделает поездки на такси безопаснее, а также выведет из «серой зоны» работу агрегаторов с водителями, имеющими статус самозанятых. В дополнение к этой федеральной инициативе разработан и региональный законопроект про такси.

Согласно документу, новые правила работы должны вступить в силу с 1 сентября 2023-го. Самозанятые извозчики смогут напрямую работать с агрегаторами, а не через таксопарки, как раньше. Для этого водителям не потребуется оформлять юрлицо или ИП. То есть теоретически пропадает та комиссия, которую водитель обязан был отчислять конкретному предприятию-посреднику.

Однако при этом они будут должны выполнить ряд требований. Например, необходимо получить разрешение на работу и проходить ежедневные медосмотры. Автомобилистам с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов запрещается оказывать услуги перевозки пассажиров.

Без соблюдения новых правил цифровые платформы попросту не смогут сотрудничать с самозанятыми водителями.

   
   

А агрегаторам, пренебрегающим требованиями, будет грозить полная блокировка.

В пресс-службе комитета по транспорту в беседе с spb.aif.ru добавили, что планируется разработать единую региональную информационную систему для легковых такси, через которую будут в режиме реального времени отслеживать перемещения извозчиков. Также сформируют три реестра: машин; служб заказа, включая мобильные агрегаторы, и перевозчиков (водителей).

Цветовая гамма

Несмотря на глобальность нововведений, «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Таксовичкоф», вошедшие в рабочую группу при ЗакСе Петербурга, позитивно оценили предстоящие изменения. Извозчикам в обязательном порядке придётся перекрашивать транспортные средства в бело-жёлтые тона. Что недёшево и крайне проблематично для водителей, которые таксовали в качестве подработки.

Автор региональной версии законопроекта депутат Алексей Цивилёв пояснил, что требование к определённой цветовой гамме связано с тем, что, согласно статистике, машины такси в восемь раз чаще попадают в ДТП, чем обычные авто. При этом белые транспортные средства становятся участниками аварий реже, так как якобы лучше заметны в потоке. Жёлтая полоса же выделит такси среди остальных автомобилей.

Парламентарий добавил, что перекрашивать машины придётся лишь при получении нового разрешения. Другими словами — разрешение можно получить и до 1 сентября, а потом спокойно ездить ещё пять лет, не перекрашивая авто.

Впрочем, автостраховщики отмечают, что если раскраска авто и влияет на статистику ДТП, то в пределах статистической погрешности. Поэтому аргументы о повышении безопасности путём новой раскраски с их точки зрения выглядят странными.

Фото: АиФ/ Григорий Тимченко

Экологичный транспорт?

«В числе требований, которые будут установлены непосредственно для самих машин такси, — белый цвет кузова с жёлтой светоотражающей полосой и экологический класс: не ниже Euro-3 с 1 сентября этого года, не ниже Euro-4 с 1 сентября 2024 года и не ниже Euro-5 с 1 сентября 2026 года. Эти требования будут распространяться только на транспортные средства, внёсенные в реестр легковых такси с 01.09.2023. Для работающих сегодня такси требования по цвету и экологическому классу вступят в силу при оформлении разрешения на новый срок», — добавили представители комитета.

Законопроект петербургских депутатов предполагает размещение в салонах машин в обязательном порядке информации о действующих тарифах в формате QR-кода.

Наконец планируют избавиться и от навязчивых бомбил в аэропортах, на ж/д и автовокзалах. Предложение услуг такси на этих объектах попадает под полный запрет. Однако для извозчиков в таких местах обещают создать «специальные точки». Что это значит, пока непонятно.

Чтобы усилить госконтроль за работой такси, сейчас в Петербурге также готовят изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон Санкт-Петербурга об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге.

Возвращение бомбил

Самый существенный момент связан со страховкой. Теперь таксистам надо оформлять полноценное ОСАГО для такси, стоимость которого в 10 раз выше, чем страховка личного автомобиля, и варьируется в диапазоне от 80 тыс. до 100 тыс. рублей. Таких денег у многих самозанятых может попросту не оказаться.

А с обычной индивидуальной страховкой с 1 сентября работать будет нельзя.

«Рентабельных машин, с учётом текущей стоимости поездки, просто нет, а новые стоят дороже 1,5 миллиона рублей. Все ездят на старых моделях, всё подорожало, и стоимость поездок тоже вырастет. Как только агрегаторы заблокируют всех „подработчиков“ без лицензий, на которых преимущественно и построен нынешний рынок, цены на услуги такси неизбежно и повсеместно вырастут», — рассуждает управляющий директор крупного онлайн-сервиса такси.

Не исключено, что новая жёсткая система регистрации и контроля вместо того, чтобы сделать рынок открытым и прозрачным, спровоцирует возвращение на дороги тех самых бомбил, которые в отличие от зарегистрированных коллег смогут устанавливать более выгодные цены. Неудивительно, что нововведения вызвали массу критики, как со стороны работников отрасли, так и со стороны клиентов такси. Смогут ли парламентарии Северной столицы придумать более комфортные условия для извозчиков или всё сохранится в существующей версии — узнаем совсем скоро. Второе чтение запланировано в ЗакСе на 28 июня. Принять закон необходимо до 1 сентября.

Комментарий. Комитет по транспорту Санкт-Петербурга:

«Сокращение общего числа такси в Петербурге в связи с принятием нового закона на настоящий момент не прогнозируется. Наоборот, новыми правилами вводится понятие самозанятых, что будет способствовать расширению списка участников рынка. В числе других плюсов реформы — повышение качества оказываемых услуг, прозрачность и усиление контроля за безопасностью пассажиров. Предпосылок для роста цен, с учётом пятилетнего переходного периода, также не видим».

Мнения экспертов

Представитель таксопарка «Профсоюз» Сергей Ткаченко:

«В Москве всё уже работает по новым правилам — всех зарегистрировали, собрали информацию. Что касается самозанятых, которые таксовали в качестве подработки, то они, вероятно, исчезнут полностью. Будет как в СССР, что работа такси — это именно полноценная работа, а не какая-то шабашка. По пути на работу сделать пару заказов уже будет не так просто по новому закону. Здесь либо работать надо будет в отрасли, либо оставлять её.

Но Петербург на данный момент, откровенно говоря, не готов. Здесь нет для этого никакой инфраструктуры. Как наши таксисты, к примеру, будут проходить утренние медосмотры? В то время как в столице массово ставятся аппараты телемедицины. Думаю, в ближайшее время они будут повсюду в Москве, как банкоматы. Поэтому медосмотры проходить смогут без проблем все таксисты, в том числе самозанятые. Занимает это не больше трёх минут. Так что столица к нововведениям готова. А в Петербурге всё сложнее, только взялись за лицензирование таксистов и подготовку машин. В глубинке же и вовсе катастрофа будет, как мне кажется».

Президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин:

«Однозначно нововведения спровоцируют сокращение легального сектора такси и рост стоимости поездок. Работают ли водители на личном автомобиле или арендуют у таксопарка, они фактически являются самозанятыми гражданами, работают сами на себя.

Мы много лет добивались законодательного признания самозанятых в отрасли. Ещё до принятия закона сотни тысяч водителей в стране зарегистрировались плательщиками налога на профессиональный доход. Они готовились и ждали легализации! Однако новый отраслевой закон № 580, допуская самозанятых водителей к оказанию услуги такси, делает невозможной их легальную работу, предъявляет заведомо неисполнимые и избыточные требования. У самозанятых водителей, для которых деятельность такси является основной, доход — на уровне средней зарплаты по региону. Совокупные расходы на выполнение всех обязательных требований, если предположить, что где-то их можно исполнить, сравняются или превысят их доход. Деятельность такси станет экономически невыгодной. Мы идем к тому, что водители вместо легализации будут уходить в теневой сектор: работать без разрешения, обращаться к дельцам чёрного рынка за липовыми справками, как это происходило в такси десятки лет. Уже сейчас водители, понимая невыполнимость требований, начали отменять регистрацию самозанятости.

Если в сентябре власти начнут тотальные проверки соблюдения нового закона, отрасль просто встанет. Знаете, что произойдёт, если убрать эти осмотры из закона и другие неисполнимые требования? Ничего! Неправда, что без ежедневных осмотров водители в России повально будут пьяными и автомобили такси развалятся. Ничего подобного ведь не происходит. Самозанятые водители на личных автомобилях в принципе являются самыми безопасными перевозчиками в отрасли такси — на сотни миллионов перевозок единичные случаи ДТП с пострадавшими. Причём почти в двух случаях из трёх виновны другие участники дорожного движения и состояние дорог. Не может быть к самозанятым, физлицам, таких же требований, как к советским государственным таксомоторным предприятиям. Это бюрократический абсурд, который уничтожит отрасль. Без всяких санкций».