Каменноостровский мост стал первым в России семипролетным деревянным арочным мостом на деревянных опорах и каменных устоях. За два столетия переправа часто реконструировалась. Современный вид она приобрела в 1953 году.
У Каменноостровского моста в Петербурге есть «близнец». Им является мост, который носит имя выдающегося русского флотоводца XVIII века – Ушаковский. Если первый соединяет берега, разделенные Малой Невкой, то его «сосед» - Большой Невки.
Пример для подражания
Нынешний Каменноостровский мост существенно отличается от первоначальной постройки 1760 года. Тогда, согласно проекту известного петербургского архитектора Александра Висты, он представлял собой наплавной мост с деревянными пролётными строениями. Опиралось сооружение на плоскодонные судна, которых насчитывалось одиннадцать. Спустя пять лет судна заменили беспалубными грузовыми баржами. На тот момент в городе насчитывалось лишь четыре переправы с такой конструкцией.
Следующий этап в истории моста связан с именем испано-российского инженера и архитектора Августина Бетанкура, который известен работами над Московским манежем и Александровской колонной.
С 1811 года, в течение двух лет шла перестройка или, вернее сказать, укрепление моста. На первую четверть XIX века в Санкт-Петербурге уже имелся первый в России семипролетный арочный мост. Это был прорыв инженерной мысли: береговые устои были сделаны из розового гранита. Этой работой занимался «каменных дел мастер» Самсон Суханов. Основание моста было свайное. Выполненные из дерева опоры спустя 20 лет эксплуатации нуждались в ремонте. Реконструкцией занимался инженер Пьер-Доминик Базен. Он укрепил опоры чугунными муфтами. Интересно, что для укрепления сооружения под водой, строители использовали кожаные непромокаемые мешки. Новый 150-метровый мост стал носить название Батанкуровский, и этот проект стал служить примером для будущих мостов города.
Все сначала
В строительстве Каменноостровского моста принимали участие многие петербургские инженеры. Казалось, что это место их просто притягивает. Так в 1859 году к работе подключился ещё один мастер Антон Иванович Штукенберг, который являлся начальником отделения I округа путей сообщения в Санкт-Петербурге.
К вопросу реконструкции он подошел радикально. Можно сказать, что мост был перестроен с самого основания, ведь замене подлежали сами арочные конструкции. В результате работ мост держался на сложной балочной подкосной опорной системе.
Без вмешательств в устройство Каменноостровского моста город продержался меньше 15 лет. Дело в том, что появилась необходимость прокладки конной железной дороги, что стало поводом для уже привычного укрепления.
Что семи пролетов недостаточно, стало ясно к концу XIX века. Мост вновь переродился. Теперь у него стало 11 пролетов балочно-разрезной системы.
Формы классицизма
И на этот раз, прошедший еще несколько реконструкций по укреплению, мост не был достаточно безопасным. Ветхое состояние моста привело к полной его замене. Новое строение в 50-х называют современным. Каменностровский мост стал металлическим, с центральным разводным пролётом, с железобетонным плитами и асфальтовым покрытием на них вместо деревянных настилов.
В команде проекта участвовали инженеры: В.В.Осадченко, В. В. Демченко, Б. Б. Левин и архитекторы: П. А. Арешеа, В. С. Васильковский.
Наконец, опоры стали бетонные с гранитной облицовкой с фасадных сторон, венчают мост обелиск, также выполненные из гранита, оградка моста — парапеты с элементами чугунного литья.
Мост сегодня сохранил популярную для того времени стилизацию и формы классицизма, которыми так были увлечены советские архитекторы.