Вода на суше. Как менялось здание Адмиралтейства в Петербурге

В столице северной томится пыльный тополь.
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.

В стихотворении «Адмиралтейство», написанном в 1913 году, Осип Мандельштам назвал это здание «целомудренно построенным ковчегом». Шпиль Адмиралтейства вдохновлял Пушкина, а позже – литераторов Серебряного века – своим изяществом и величием. Сегодня это один из главных визуальных символов Северной столицы наряду с Исаакиевским собором и Петропавловской крепостью.

   
   

То здание, которое завершает Невский проспект сегодня – второе по счету. Изначально на его месте стояла другая постройка, а 6 мая 1806 года была начата масштабная реконструкция под руководством архитектора Андреяна Захарова. SP.AIF.RU рассказывает, зачем понадобилось перестраивать морское ведомство

Мазанка с эллингами

Первое здание было практически ровесником Санкт-Петербурга: строилось оно, как и многое в те годы, в спешке, и носило сугубо практический характер – городу нужна была верфь. «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен», - записал Петр I в ноябре 1704 года. Полгода спустя здесь уже были заложены первые корабли. Архитектурной изысканностью эта растянутая П-образная мазанковая постройка не отличалась, а во время Северной войны ее еще и оградили земляным валом и заполненными водой рвами для лучшей обороны. Собственно, такими же неказистыми были первый Исаакиевский собор и первое здание Сената – позже все пришлось перестраивать.

Первый построенный корабль был спущен на воду уже в мае 1706 года. Фото: Архивное фото

Первый построенный здесь корабль был спущен на воду уже в мае 1706 года. В последующие 10 лет на территории адмиралтейства действовали склады, мастерские, кузницы, службы адмиралтейского ведомства. Двор был заставлен эллингами (большими амбарами) для постройки судов. При Петре здесь были построены 262 корабля.

Ангел и корабль

С расширением функций адмиралтейства его уже после 1711 года начали расширять и перестраивать, но идея вертикальной архитектурной доминанты была воплощена лишь в 1719 году. Этим Петербург обязан «шпицных и кровельных дел мастеру» голландцу Герману ван Болесу, автору шпиля знаменитого Петропавловского собора. «Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери. Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством», - говорилось в полученном архитектором распоряжении.

Кораблик и ангела Петропавловки создал один и тот же человек. Фото: www.russianlook.com

Сама идея венчающего здание шпиля была заимствована Петром в Европе – для русских построек до XVIII этот элемент был нехарактерен. Существует несколько версий того, что за корабль стал прототипом украшающего шпиль резного флюгера. Возможно, это был первый построенный на адмиралтейской верфи корабль. Впрочем, историки особого внешнего сходства между флюгером и петровскими судами не находят.

Есть легенда, что в носовой части кораблика хранился личный компас Петра I. Выполненный Германом ван Болесом кораблик продержался на шпиле сто лет, а в 1815 году заменен на копию и утерян. В 1886 году его заменили снова, а предыдущий экземпляр поместили в Морской музей на территории адмиралтейства. Его вес составляет 65 килограммов, длина – 192 сантиметра, высота – 158 сантиметров.

   
   

На высоту 72 метров кораблик впервые поднялся в 1738 году, когда была завершена первая масштабная перестройка адмиралтейства по проекту архитектора Ивана Коробова. Здание выстроили в камне, а центром его стала башня с позолоченным шпилем. Вокруг адмиралтейства долгие годы оставался пустой луг, где пасли скот, проводили военные учения и устраивали народные гуляния. Замостили его лишь к концу XVIII века.

Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта Фото: Commons.wikimedia.org

Большая перестройка

К XIX веку здание адмиралтейство стало центром «невского трехлучия» - к нему сходились главные городские улицы: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Поблизости был выстроен роскошный Зимний дворец, которому верфь серьезно уступала по части внешнего вида.

6 мая 1806 года за перестройку здания взялся архитектор Андреян Захаров, сын служащего Адмиралтейств-коллегии. За год до этого он был назначен главным архитектором Морского ведомства, сменив на этом посту Чарльза Камерона. Смена облика адмиралтейства стала его первым проектом в новой должности.

Он решил сохранить конфигурацию старого здания, увеличив при этом его главный фасад до 407 метров. Шпиль, сооруженный при Коробове, Захаров менять не стал. Зато он дал себе волю по части скульптуры, щедро украсив фасады рельефами и пристенными скульптурными группами работы Степана Пименова, Василия Демут-Малиновского, Артемия Анисимова.

На месте бывших фортификационных сооружений архитектор обустроил бульвар, на месте которого сегодня красуется Александровский сад с фонтаном. Производственные мастерские и административные учреждения морского и речного флота продолжали здесь работать почти до самой революции. Но и потом здание не меняло своей морской функции: с 1917 года здесь действовал Центрофлот, с 1925 года в здании - Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы. Фото: Commons.wikimedia.org/ Надежда Пивоварова