К этому юбилею Русский музей завершил капитальную реставрацию знаменитых «Смолянок» и представил картины на открывшейся по этому случаю выставке.
Как из девочек делали благородных девиц
«Смолянки» - это серия из семи портретов учениц Смольного института, выполненные Левицким в 70-х годах XVIII века по заказу императрицы Екатерины II. Сам Смольный институт был основан указом Екатерины Великой и стал первым в России женским учебным заведением. Его целью было формирование «новой породы» людей - образованных, просвещенных, чувствующих, служащих делу обновления русской жизни.
Общаясь с выдающимися французскими просветителями Дидро и Вольтером (не случайно их скульптурные портреты представлены на выставке), императрица задумала перевоспитать общество: она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка». Она понимала, что одними указами этого не добиться – прежде всего, нужно воспитать воспитателей, то есть, как говорилось в указе, «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
По мнению Екатерины Второй, семья не в состоянии воспитать ребенка достойным образом, поэтому эту обязанность должно взять на себя государство. В Смольный институт девочки поступали учиться в возрасте 5-6 лет, а заканчивали в 17-18. Общение с родителями было ограничено: свидания два раза в неделю только в присутствии свидетелей. Кроме того, родители обязаны были приносить присягу, что не будут требовать детей обратно, тем самым уничтожая усилия педагогов.
Программа обучения первых смолянок была довольно разносторонней: они изучали арифметику, русский язык, иностранные языки, музыку, рисование, танцы, рукоделие, историю, географию, архитектуру, геральдику, опытную физику. Особое внимание обращалось на Закон Божий и занятия «экономией», то есть домоводством, что готовило выпускницу к семейной жизни.
В первые годы родители отдавали дочерей неохотно: вдруг такая «образованная» девица наберется «распутства», «много понимать об себе» будет и бунтовать начнет против мужского главенства. Кроме того, мало кого радовало категорическое требование подписки, что до истечения срока обучения ни под каким предлогом не станут требовать девочку обратно. Стимулом для того, чтобы все таки отдать дочь в новое учреждение для многих, особенно небогатых, становился его благотворительный характер.
Нужно особо отметить, императрица хотела создать «новую породу» людей не только среди дворянства, но и во всем остальном обществе. Поэтому было открыто «мещанское отделение» Смольного института, программа которого была близка к Институту благородных девиц, но курс был проще, и больше внимания уделялось рукоделиям и музыке.
Не все получилось, что задумывалось
Кажется, ни один иностранец, попадавший в Петербург, не оставлял без внимания Смольный. Ведь впервые в Европе задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне. Дидро посвящает Смольному восторженные строчки: «Была решена неразрешимая проблема — воспитывать, воспитывать без принуждения… Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет». Однако не все получилось, что задумывалось. Знания давались поверхностно. Телесных наказаний не было, но были другие: «стоять на одном месте по два часа», «на хлеб и воду на 12 или 24 часа или лишать завтрака и обеда», но «никогда не отнимать ужина». Далеко не все современники и потомки были согласны с тем, что точку опоры для нравственного обновления общества следует искать в закрытых заведениях. В то же время выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Например, оказавшись в провинции, они пытались установить тот образ жизни, к которому их приучили в институте: устраивали домашние театры и музыкальные вечера. Именно Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, по его подобию впоследствии создавались женские институты и гимназии. Тем не менее, вплоть до своего закрытия в 1917 году Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений России.
Первый зал выставки рассказывает о том, как жил Смольный институт. В частности, здесь представлены уникальные свидетельства истории – фотографии воспитанниц в процессе обучения, сделанные известным петербургским фотографом начала XX века Карлом Буллой.
«Смолянки» - живые свидетельства истории
Сегодня, может быть, главным напоминанием о прежних временах Смольного служит портретная серия Дмитрия Левицкого. Родившийся на Украине в семье священника Левицкий еще в молодости переезжает в Петербург и очень скоро в его манере написания картин проявляется творческая самостоятельность. Временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, чей дух колоритно психологически глубоко он отразил в своих портретах. История России в лицах — иногда так говорят о творческом наследии Дмитрия Левицкого.
«Смолянки» - одна из вершин его творчества. Девушки, изображенные на портретах, живы, подвижны, грациозны. За торжественностью и парадностью скрывается их искренность и непосредственность. Левицкий не льстит своим персонажам, не приукрашивает их некрасивых лиц и даже намеренно подчеркивает их детскую угловатость.
Воспитанницы старательно показывают зрителям свои таланты. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. Стремительно и темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной. Г. И. Алымова играет на арфе. Е. И. Молчанова, изображенная с книгой на фоне физического прибора, представляет собой воплощение Науки. На парных портретах Е. Н. Хрущова и Хованская разыгрывают пасторальную сценку, Ф.С. Ржевская и Н.М. Давыдова демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
Дар живописца Левицкого проявился в той поразительной точности, можно сказать, материальной осязаемости, с какой переданы в «Смолянках» ткани одежд, непринужденные складки, прозрачность кружева, блеск атласа, мерцание золотых нитей.
Цветовые открытия
Благодаря сложной и кропотливой работе реставраторам Русского музея удалось максимально приблизить картины к их первоначальному облику и раскрыть неповторимые особенности авторской живописной манеры. Открылись необыкновенные оттенки зеленого, голубого, серого - таких «Смолянок» мы еще никогда не видели! А кто может сравниться с Левицким в мастерстве изображения белого на белом и черного по черному!
Два десятилетия усилий потребовалось для того, чтобы «Смолянки» заняли достойное место в залах Михайловского дворца. До передачи портретов в Русский музей в 1917 году они хранились в неотапливаемых залах Большого Петергофского дворца. Условия хранения картин не могли не сказаться на их сохранности - их подвергли реставрации. Недавно они вновь пережили капитальную реставрацию. Однако, как отметил заведующий отделом русской живописи XVIII–первой половины XIX вв. Григорий Голдовский, сохранность произведений Левицкого оказалась просто уникальной. Левицкий был блестящим технологом и мастером европейского уровня. Когда-то тонко и метко одна из сотрудниц Русского музея заметила: «Левицкому не страшны потертости и утраты, ему страшны внедрения чужой руки, поздние напластования». И задачей реставраторов было сохранить все то, что осталось от художника, не помешать чужеродными вторжениями его блистательной живописи.
Новые картины Левицкого
При подготовке выставки в Русском музее в год 250-летия Левицкого исследователи слабо верили в то, что в обозримом будущем удастся обнаружить значимое число произведений Левицкого. Тем не менее, за последнюю четверть века кисти Дмитрия Левицкого было атрибутировано свыше десяти портретов. Семь из них представлены на нынешней выставке, и в большинстве своем они впервые показываются публике. Среди них — портрет директора Морского Кадетского корпуса Голенищева-Кутузова, портрет писателя, журналиста, издателя, масона и вольнодумца Николая Ивановича Новикова, а также серия женских портретов: «Неизвестная из семьи Шаховских», «Неизвестная с розой», «Неизвестная». Но, наверное, самой интересной и загадочной работой является про¬роческое изображение несчастного императора Павла. Эта картина, некогда принадлежавшая князьям Голи¬цыным, сегодня находящаяся в частной коллекции в Вене, была специально привезена на юбилейную выставку.
Выставка «Смолянки» Дмитрия Левицкого продлится до 1 ноября.
Смотрите также:
- Через Америку к Шамбале. Исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Рериха →
- Явление Мессии. Самой известной картине Александра Иванова – 160 лет →
- Княгиня мечтает жить в Петербурге →