Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году. Современный вариант символа был утвержден Указом президента страны Бориса Ельцина 30 ноября 1993 года.
Герб известен во всем мире, но мало кто знает имя художника, его создавшего. А это петербуржец Евгений Ильич Ухналев, годы жизни которого – 1931-2015.
У мастера была трудная судьба, совпадающая с самыми драматическими страницами истории страны.
Никаких денег!
Как получилось, что именно Ухналеву доверили создание государственных символов новой России? Мастер вспоминал: «Я работал в Эрмитаже главным архитектором, а в начале 1990-х – главным художником. С предложением создать герб ко мне обратился заместитель директора музея, главный герольдмейстер Георгий Вилинбахов. На работу ушло года два, помимо герба я стал автором знаков президентской власти и высших государственных наград.
Кстати, никаких денег, кроме обычной зарплаты, мне не платили. Как-то звонит один художник-доброхот: «Женя, надо было бы материально поддержать товарищей». – «Да я за эти работы не получил ни рубля!» Насчет денег давно выработал формулу: «На «Докторскую» колбасу хватает, а больше и не надо». Да еще чтобы за бугор съездить, мир посмотреть».
Не обидно ли, что мое имя малоизвестно? Я не тщеславен, слава Богу. Тщеславных людей считаю очень несчастными, они всю жизнь неудовлетворенные, у них плачущие лица. Кстати, во всем мире имена художников, создателей символов государственной власти, за редчайшими исключениями, неизвестны. Разве что в «специальной» литературе, о которой знают два-три историка, можно разыскать некоторые имена.
Вот и автор первого российского ордена Андрея Первозванного, учрежденного Петром Первым, неизвестен. Причем до 1917 года образ несколько раз менялся. Интересно, что до революции сам орден зачастую не вручался, а только диплом. Награжденный заказывал ювелирам изготовление награды за свои деньги, все зависело от кошелька, поэтому есть ордена в бриллиантах. Прототипом современного ордена для меня был петровский».

Приличнейшие люди
Вместе с родителями Евгений пережил блокаду, эвакуацию, после школы поступил в техникум, где на него написали донос. В 17 лет Ухналева посадили, обвинив в планах прорыть подземный ход от Ленинграда до Москвы к мавзолею, чтобы убить товарища Сталина. Дали 25 лет лагерей. Сначала Евгений работал на шахте, потом – чертежником в «шарашке».
Ухналев вспоминал: «Я попал в Воркуту в августе 1949 года, в «благое время», если так можно сказать – когда уголовники и политики были разделены. Сидевшие по «58-й статье», это на 70 процентов приличнейшие люди. Как-то я, 17-летний оголец, сказал крепкое словцо, так окружающие меня одернули, мол, это некрасиво, ты же из нормальной семьи, из хорошего города. И вокруг мата было мало – процентов 15 от того, что слышишь сейчас на улице. Я об этом мате задумывался, откуда родился ныне существующий? И пришел к выводу, что из научно-исследовательских институтов, с 60-х годов начиная – вот там это родилось, в среде «инженерной интеллигенции». Это у них был кураж, «припролетарение».
О лагерных временах напоминают зарисовки, сделанные тогда и чудом сохранившиеся. В «шарашке» Евгений работал чертежником, так что у него был стол, профессиональные принадлежности, и – возможность рисовать.
Освободили Ухналева через шесть лет, уже после смерти Сталина, позже – реабилитировали.
Евгений Ильич рассказывал: «Прошло 54 года после моего освобождения, и в 2008 году я вновь оказался в тех местах – снимали документальный фильм. Меня поразило, что от лагеря ничего не осталось, голая тундра… Сложное чувство овладело: зачем все это было нужно? Сажать, убивать людей – для чего? Покаяния в обществе нет и, думаю, не будет.
В Петербурге мы сами, бывшие заключенные, установили на Троицкой площади памятник жертвам ГУЛАГа.
Люблю и ненавижу
Всю жизнь Ухналев прожил в Петербурге, его отношение к городу было сложным: «Все жалуются на климат, любят стонать: «Раньше никогда такого не было, вся эта грязь, снег…» Да всегда город был таким! Я родился в 1931 году и всегда его помню серым, зимним, слякотным, и почти никогда – ярким, солнечным, теплым. Даже не могу сказать, плохо это или хорошо. Для меня он такой. Я его в равной степени люблю и ненавижу. Особенно с тех пор, когда стал ездить «за бугор» и увидел, какие есть на земле прекрасные города! А у этого такой имидж. Он – некое существо, живущее само по себе и менее всего думающее о нас. Он нас только терпит».
«Пётр-паук» и «сфинксы-скелеты». Самые известные скульптуры Шемякина
Тайна смерти фаворитки. Почему княжна Варвара Туркестанова приняла яд
«Послужил делу Антихриста». Почему Колчак хотел казнить Блока за поэму «12»
«Я подчинен воле этой женщины». История страсти Тургенева к Полине Виардо