Главное новогоднее представление. Почему «Щелкунчик» популярен 130 лет?

В кассах Большого театра с большим ажиотажем раскупили все билеты на ранние представления «Щелкунчика», который пройдут 23-28 декабря.

   
   

Балет-рекордсмен по числу показов «Щелкунчик» стал сценическим долгожителем. Красочное и парадное представление стало символом новогодней поры, а заполучить билет на это зрелище непросто и недёшево. Всё равно что купить оригинальную сумку «Шанель». Как же случилось так, что детский балет-феерия, поставленный более 130 лет назад превратился не просто в праздничное представление, а в статусное событие? Настолько, что люди готовы стоять в очереди за билетами по многу часов.

130 лет ажиотажа

Едва ли создатели могли предугадать такую славу фантасмагории Гофмана. Ведь сам Чайковский не желал сочинять музыку для танца конфет. Причем уже уже тогда «Щелкунчик» не был обычным представлением: 6 декабря 1892 года зрители увидели один из первых спектаклей, где использовали электричество, что позволило создать атмосферу зимней сказки. Это было предрождественское чудо, которого ждал не только весь Петербург, но и Европа. Чайковский ставит в один вечер сразу два спектакля. Первое отделение оперно-балетного вечера — «Иоланта» — разогрело искушённую публику. Завершал вечер балет-феерия «Щелкунчик». Неслыханное событие: мир ещё не знал многосоставных спектаклей и мультижанра.

Театральный критик и балетный исследователь Арсений Суржа отмечает: если изначально о «Щелкунчике» говорили «балет Петипа» — то сегодня его называют по имени композитора. «Однако сказать, что Мариус Петипа — единственный автор „Щелкунчика“ — неверно, — говорит эксперт. — Лев Иванов — второй балетмейстер и помощник маэстро — в последний момент заменяет приболевшего Петипа, который написал к спектаклю либретто, и, по сути, становится постановщиком. А в 1934 году советский балетмейстер Василий Вайнонен ставит свою версию балета, которая сегодня считается классической, так что его тоже можно отнести к авторам балета. Но и сам Петр Ильич. Без него никак. На тот момент он уже фигура масштабная, автор великих симфоний, опер и балетов. И тут ему предлагают писать музыку к балету, где на сцене пляшут какие-то феи, конфеты и цветы. Но композитор берется за дело и создает настоящий шедевр. Дело в том, что до Чайковского над философией и идеей в балете композиторы почти не задумывались. Чаще писали ритмически точную, четкую музыку, под которую было удобно танцевать. А Чайковский вкладывает еще и смысл в музыку».

«Глаза устают от этой роскоши»

К слову, премьера балета должна была состояться раньше, но её отложили на год из-за «примирения» Чайковского с сюжетом. Композиторская работа над балетом простой не была: нужно было соединить симфоническую музыку первого действия с дивертисментом без особого сюжета во второй части постановки.

Премьерная постановка содержала два акта и три картины. В спектакле танцевали ученики театральной школы императорской труппы, и та премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. В тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.

Фото: АиФ

Однако после первого показа балет получил разгромные рецензии. Критики объявили, что музыка оказалась сложнее, чем сама постановка. Кто-то даже сетовал и на симфоническое сопровождение, которое казалось им казалось «слабее, чем обычно». А вот художник и театральный деятель Александр Бенуа за балет заступился. После генеральной репетиции он писал: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».

   
   

С последним соглашался и сам Чайковский: он признался, что «Щелкунчика» ему было тяжело смотреть из-за слишком ярких костюмов.

«Есть билет на балет...»

Первого в этом году «Щелкунчика» Большой театр покажет 23 декабря. Билеты стоили от 1,5 до 20 тысяч рублей. По одному паспорту продавали только один или два билета. Но продавали не просто билеты, а место в очереди за ними. Искоренить спекуляцию администрации театра не удаётся на протяжении десятилетий. К слову, в Петербурге попасть на Щелкунчика можно без особых проблем по простой причине — его показывают чаще и не только в Мариинке.

Что же так привлекает в «Щелкунчике» наших современников?

Замдиректора Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ имени Н. И. Пирогова, к.м.н. Екатерина Орлова считает, что «Щелкунчика» часть людей воспринимает как бренд — так же, как сумочку «Шанель» или автомобиль «Мерседес».

«Выбирая „Щелкунчика“ в Большом, человек также может хотеть подчеркнуть свою причастность к высокому, свою эрудированность, „окультуренность“ или возвести себя в ранг ценителя высокого искусства. А билеты на самый дорогой и самый известный балет в рождественский и предновогодний период укрепляют его чувство превосходства над другими».

А еще у многих семей есть традиции, у многих людей есть ритуалы. Традиция ходить в Большой театр перед Новым годом для многих семей становится точкой опоры, неким спасательным кругом в неспокойном житейском море.

У некоторых людей просто есть мечта — мечта увидеть «Щелкунчика» в Большом, объясняет эксперт.