Профессия – «эрмитажник». Как работают сотрудники крупнейшего музея России

Работа в главном дворце-музее нашей страны почетна не меньше, чем служба на её границе. Все сотрудники Эрмитажа – хранители истории, тайн и легенд бывшей царской резиденции. И не важно, чем именно ты занимаешься в Эрмитаже – реставрируешь картины, изучаешь старинные экспонаты или монтируешь для них витрины. Главное, что ты – сотрудник Эрмитажа и твоя нога ступает там, куда вход обычному «смертному» закрыт.    
   

Накануне 250-летия со дня основания государственного музея, 7 декабря 1764 года, корреспондент SPB.AIF.RU встретился с его сотрудником Михаилом Ефимовым, ведущим инженером оформительского отдела, и узнал, кто такие «эрмитажники», как изменился музей за последние 20 лет и о каких легендах Эрмитажа не прочитаешь в книгах.

«Эрмитажники»

Михаил – династийный эрмитажник, за 21 год работы он изучил все его залы, чердаки и подвалы. По его собственным словам, ориентируется в музее с закрытыми глазами, верит в легенды и опасается местных приведений. Его отец – Юрий Ефимов – известный в городе эксперт по оружию, историк, много лет, заведующий в Эрмитаже оружейным сектором. Сам Михаил по профессии инженер. Связывать свою жизнь с музеем не собирался, но попав туда однажды, понял, что в другом коллективе работать уже не сможет.

По его наблюдениям, кто проработал в Эрмитаже 6-7 лет, «заболевают» им и обычно остаются насовсем. Просто уже не могут работать в другом месте. Эти люди и становятся «эрмитажниками».

«В Эрмитаже людей окружают не только бесценные предметы искусства, но и удивительно интересные собеседники». Фото: Из личного архива Михаила Ефимова

«Я прошел длинный путь в этом коллективе. Начинал обычным монтажником, какое-то время отвечал за участок теплосети, а последние четыре года работаю ведущим инженером оформительского отдела, - рассказывает Михаил Ефимов. - Мои коллеги – уникальные люди! Вы где-нибудь встречали столяра со степенью кандидата наук? Или столяра - председателя литературного общества? А простого лаборанта с дипломом художника или музыканта? Один мой бывший коллега-монтажник, сейчас он перешел работать из Эрмитажа в Русский музей, в свободное от работы время строит корабли и ходит в кругосветные путешествия, регулярно печатается в журнале «Вокруг света». В нашем музее этим никого не удивишь. Больших денег здесь не заработаешь, но сюда идут не ради высоких заработков. Эрмитаж нужен для другого. Здесь людей окружают не только бесценные предметы искусства, но и удивительно интересные собеседники».

Среди удивительных людей, с которыми ему довелось работать, он выделил Ольгу Николаевну Богданову, которая, по его словам, являлась символом музея.

   
   

«Она совсем недавно ушла из жизни, но до последнего дня оставалась сотрудником Эрмитажа. А пришла в него 20-летней девушкой. За её хрупкими плечами уже был боевой опыт связистки. И в Эрмитаже ей не побоялись поручить «командовать» демобилизованными военными, которые восстанавливали музей после тяжелый лет войны. Всю свою жизнь она отдала Эрмитажу, знала каждый уголок и считала его своим домом», - вспоминает Михаил.

По его словам, попасть на работу в Эрмитаж очень не просто. Людей «с улицы» берут редко. При трудоустройстве, вне зависимости от научных званий, каждый должен иметь поддержку хотя бы одного «поручителя». Ведь если человек нанесет какой-либо ущерб музейным ценностям и решит скрыться, где его искать? Есть среди сотрудников Эрмитажа и те, которые своего места в главном музее страны ждали не один год.

Попасть на работу в Эрмитаж непросто. Фото:  www.globallookpress.com

Легенды Эрмитажа

Как и любое историческое место, Эрмитаж богат на легенды и предания. У каждого зала знаменитого дворца есть своя мистическая история. Некоторые из них широко известны. Правда подобная известность не делает их менее таинственными. Например, египетский зал с давних пор нагоняет страх не только на посетителей, но даже на смотрительниц и охранников, которые по ночам предпочитают обходить его только парами. Особенную дрожь вызывает каменный взгляд статуи богини Па Де Ист. Как настоящий эрмитажник, Михаил Ефимов - хранитель местных преданий и невероятных фактов.

Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту Огюста Монферрана. Фото: www.globallookpress.com

«Особую атмосферу нашему Эрмитажу создает шлейф загадочных историй. Одна из них связана с Малым тронным залом. Именно в этом зале за троном есть тайный подземный ход. Обычный посетитель не догадывается о его существовании. Когда-то, во времена Романовых, он был сооружен для того, чтобы император мог незаметно для окружающих покинуть зал. Этот ход связывает Эрмитаж со зданием Главного штаба. Согласно преданию, перед смертью каждый царствующий император видел выходящую из-за трона тень своего предшественника», - рассказывает Михаил.

Не менее жуткая история связана и с дворами Главного штаба.

«Известно, что во времена советской власти в штабе на Дворцовой площади заседал чрезвычайный комитет (ЧК), выносивший расстрельные приговоры. Во время его реконструкции во дворах обнаружили пятна крови и человеческие зубы. Драматические события нашего прошлого создали в этом месте тяжелую энергетику, которую оказавшись там, ты очень остро ощущаешь и сегодня», - признается ведущий инженер.

Эрмитаж сегодня

За те годы, которые Михаил трудится в Эрмитаже, музей, по его словам, постоянно менялся. Нам сегодня привычно, что ежегодно крупнейший музей страны организует от 30 до 40 самых разнообразных выставок. А ведь еще 20 лет назад их было намного меньше. В непростое переходное время 90-х ему удавалось провести не больше четырех выставок. Сегодня музей создал свои филиалы в Казани и Выборге. Открылись его представительства и за рубежом.

Со временем в Эрмитаже менялись и приёмы расположения музейных ценностей. Например, кардинально поменялась развеска картин. Если совсем углубиться в историю, то можно вспомнить, что еще лет 100 назад картины висели совсем по-другому, была так называемая «ковровая» развеска – картины размещали от самого потолка и почти до пола. Нужно было непременно произвести ошеломляющее впечатление на гостя. Сегодня же здесь действует другой принцип – лучше меньше да лучше. Картины расположены в одном зале так, чтобы человек мог «читать» их как открытую книгу.

Посетитель, по словам Михаила Ефимова, для современного Эрмитажа, главный критик и самый строгий оценщик. Он может быть искушенным зрителем или прохожим, случайно заглянувшим в залы дворца (такие, как ни странно это звучит, тоже встречаются). От каждого из пришедших, сотрудники музея ждут эмоций, неравнодушия и живого интереса, в этом они и видят свою главную миссию «эрмитажников».

Со временем в Эрмитаже кардинально поменялась развеска картин. Фото:  www.globallookpress.com