«Геркулес» мира искусства. Малоизвестные факты из жизни Сергея Дягилева

Личность Сергея Павловича была неоднозначной. © / Public Domain

Художник Валентин Серов называл его «лучезарным солнцем», а Николай Рерих – «крестоносцем красоты». Александр Бенуа сравнивал его с «Петром Великим» и «Геркулесом». При этом танцовщик Вацлав Нижинский, близко знавший Дягилева, отзывался о нем, как об «орле, душившем маленьких птичек». 

   
   

Личность Сергея Павловича была неоднозначной. Он зажигал новые «звезды» и морально уничтожал неугодных ему людей. Но в профессиональном плане о нем все отзывались как о «титане» мира искусства, человеке, который обладал редким чутьем и талантом, огромной энергией и смелостью, позволявшей создавать шедевры.

SPB.AIF.RU вспоминает яркие страницы из биографии Сергея Дягилева. 

Знакомство со Стравинским

Сын потомственного дворянина, офицера-кавалергарда Павла Дягилева с детства был знаком с Петербургом. Когда он был ребенком, семья жила в городе на Неве, но со временем была вынуждена перебраться в Пермь. В северную столицу Сергей вернулся в 18-летнем возрасте. В Петербурге он поступил на юридический факультет, желая получить хорошее образование. Но стать блестящим юристом ему было не суждено. К тому же творческую натуру тянуло к культурной жизни. Во время обучения на юрфаке он брал уроки музыки у Николая Римского-Корсакова. Годы спустя он будет привлекать своего учителя для участия в «Русских сезонах» за рубежом.

Стравинский в 1910 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что именно благодаря профессору петербургской консерватории Дягилев познакомился с Игорем Стравинским. Эта встреча изменила жизнь обоих. Дягилев присутствовал на петербургской премьере его сюиты «Фавн и пастушка», и оценили талант молодого композитора. Позже вместе они будут поражать зарубежных зрителей, представляя в рамках «Русских сезонов» одну сенсацию за другой.

Их сотрудничество началось в 1910 году. Дягилев хотел поставить балет «Жар-птица», в музыкальном сопровождении которого были бы слышны русские мотивы. Сперва к работе он пригласил Анатолия Лядова, но тот допустил ошибку, которую не смог простить требовательный антрепренер – нарушил сроки выполнения работы. На этом их сотрудничество прекратилось. Заказ Дягилев передал Игорю Стравинскому.

Всего за три года сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).

   
   

Выставки

Окончив в 1896 году  университет, Дягилев и не думал посвящать жизнь карьере в сфере юриспруденции. Вместе с художником Александром Бенуа он создал творческое объединение «Мир искусства», которое громко заявило о себе, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

В отличие от передвижников художники, примкнувшие к «Миру», делали ставку на модерн и символизм. Сам Дягилев в одном из номеров одноименного журнала писал, что «произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения "Мир искусства"». Фото: Commons.wikimedia.org

Будучи блестящим продюсером, Дягилев организовывал выставки русского искусства в Осеннем салоне в Париже. Зарубежная публика увидела произведения Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова и других.

Интересна история, что Дягилеву как-то понравился портрет молодого Феликса Юсупова, который выполнил художник Валентин Серов. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс, прославившийся как один из убийц Григория Распутина.

Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

Одной из ярких звезд балетной труппы, сотрудничавшей с Дягилевым, был Вацлав Нижинский. В 1911 году молодого танцовщика выгнали со скандалом из Мариинского театра. К его увольнению лично приложили руку представители императорской семьи, которых оскорбил наряд балеруна в балете «Жизель». 

Дягилева и Нижинского связывали не только профессиональные отношения. Сергей Павлович всячески помогал своему возлюбленному в его начинаниях. Так, к примеру, в 1912 году Нижинский решил попробовать свои силы как хореограф. На музыку Дебюсси он в рамках «Русских сезонов» он поставил балет «Послеполуденный отдых фавна», который оказался  провальным.

Редактор и владелец газеты «Le Figaro» опубликовал после премьеры разгромную статью: «Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и всё. И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face и ещё более отвратительного в профиль». 

После этого Вацлав ставит еще «Весна священная» и «Игры».

Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. Фото: Public Domain

Отношения с Дягилевым прервала измена Нижинского. В сентябре 1913 года он обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульской. Узнав об этом, Дягилев отправил танцору телеграмму, в которой сообщает о разрыве контракта.

Когда же Нижинский после этого пытался продолжать карьеру хореографа, то Дягилев направлял ему судебные иски и пытался оспаривать авторские права. В итоге карьера Вацлава пошла под откос. 

Похороны за счет Шанель

Дягилев страдал от сахарного диабета. Несмотря на предписания врачей соблюдать диету и больше времени отводить отдыху, Сергей Павлович продолжал совершать рабочие поездки. В августе 1929 года у него началось заражение крови из-за абсцессов. До самой смерти за ним продолжал ухаживать его друг Серж Лифарь. Незадолго до смерти его посетили Коко Шанель и Мизия Серт, французская пианистка, муза и покровительница поэтов.  19 августа его не стало.

Дягилев был похоронен в православной части кладбища на острове Сан-Микеле рядом с могилой Игоря Стравинского.  

В среде хореографов и танцовщиков существует традиция — при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.