Великий француз русского балета. Как сложилась жизнь Мариуса Петипа

Сохранились самые разные оценки характера и методов работы Петипа. © / Commons.wikimedia.org

«Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем». Этими словами заканчиваются мемуары Мариуса Петипа, известного балетмейстера, который, приехав из Франции, более полувека посвятил русскому балету.  В день рождения великого педагога SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из его жизни.

   
   

Грация юной девушки

Его отцом был популярный французский хореограф Жан-Антуан Петипа. Несмотря на его таланты,  главной заслугой его можно назвать воспитание двух выдающихся танцоров и балетмейстеров, которые смогли прославить его фамилию на века, – своих сыновей Люсьена и Мариуса. Старший из них стал видной фигурой в балетном мире Франции, младший – в России.

Мариус Петипа получал приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. Фото: Public Domain

По воспоминаниям Мариуса, педагогические методы родителя были достаточно болезненными. Чтобы приобщить детей к тайнами хореографии  Жан-Антуан сломал о них не один смычок. Спустя десятилетия Мариус писал об этом, отмечая, что «необходимость такого педагогического приема вытекала, из того, что он не чувствовал в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

Но такие методы оказались эффективными: уже в 9-летнем возрасте Мариус дебютировал в балете «Танцемания», поставленном его отцом. Удивительная пластичность и грация, свойственная юной девушки, привели к тому, что юноша в 14 лет часто исполнял на сцене женские роли.  

Его популярность постепенно набирала обороты, в итоге он объездил многие города Франции и других стран. Со временем Мариус Петипа стал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. В 1847 году ему поступило заманчивое предложение, от которого он не смог отказаться: директор Императорских театров приглашал его в Петербург, где он мог занять место первого танцовщика. Недолго думая, Мариус Петипа согласился. К тому моменту он уже пришел к выводу, что европейский балет «постоянно уклоняется от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения». В России он был намерен воплотить в жизнь свои представление об этом искусстве, в котором главенствовала бы пластика и красота.

В Петербурге его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году он попробовал свои силы в качестве балетмейстера. Балет «Пахита» стал первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене. Успех постановки был такой, что вскоре после первого представления балетмейстеру передали драгоценное кольцо от Николая I, который присутствовал на премьере.

В своих воспоминаниях Николай Легат писал, что Петипа, «молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов». То было начало его службы при императорских Петербургских театрах, которая продлилась более полувека. За это время в России сменились четыре императора, а «судьбы императорских театров были в руках пяти министров двора и восьми директоров».

   
   

Железная дисциплина приветливого француза

В мемуарах представителей балетного мира, имевших честь работать с Альфонсом Виктором Мариусом Петипа, сохранились самые разные оценки его характера и методов работы. Одни вспоминали, что он был приветливым и веселым, другие писали о нем, как о жестком, требовательном и надменном человеке. 

Так, к примеру, танцовщица Егорова писала: «Петипа был молчалив, мало с кем говорил. Обращался к нам всегда в одних и тех же выражениях: «Ма belle, mа belle». Все его очень любили. Тем не менее, дисциплина была железная. Когда он входил в репетиционный зал, все вставали, не исключая балерин».

Его дочь Вера Петипа позже признавалась: «Отец был очень требователен, заниматься с ним было весьма трудно: он ждал немедленного выполнения очень сложных заданий, которые доступны были лишь балеринам».

Работать с Петипа довелось и отцу известной балерины Тамары Карсавиной. В своей книге она описала непростые отношения, которые складывались у представителей труппы с Мариусом.

«Мой отец был учеником Петипа, а какое-то время даже его любимцем, - писала она. -Что испортило их отношения, я не знаю. Отец обладал большим талантом к имитации. Он всегда отмечал, что Петипа талантливый хореограф, одаренный богатым воображением, и замечательный педагог, но далеко не блестящий танцор. И отец часто высмеивал его танец и исполнительскую манеру, используя весь арсенал ложного пафоса: дрожащие колени, блуждающий взгляд, зубов-ный скрежет и топот ног. Мы, дети, постоянно просили отца исполнить сцену из «Фауста», как ее играл Петипа. Но мама обычно говорила:

– Лучше бы ты, Платон, держал язык за зубами; твои добрые друзья и веселые собутыльники с радостью донесут о твоих насмешках».

Сохранились самые разные оценки характера и методов работы Петипа.Фото: Public Domain

Два брака великого балетмейстера

Любопытно, что за долгие десятилетия жизни в России Мариус Петипа не выучил русский язык. Тем не менее, это не помешало ему дважды вступить в брак.

Первый брак Петипа продлился 15 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Первой супругой его стала знаменитая русская балерина Мария Суровщикова, которая блистала на сценах Риги, Берлина и Парижа.  Их брак, зарегистрированный в 1854 году, продлился около 15 лет. Сам балетмейстер называл это время непростым. Если в начале их знакомства она представала перед ним «грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой», то к концу их совместной жизни она проявила себя эгоистичной натурой, которая не могла найти настоящего творческого контакта с мужем.

«В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной», - писал позже сам Мариус Петипа.

Второй его избранницей стала артистка балета Императорских театров Любовь Савицкая. К моменту их знакомства Петипа было 55 лет, а ей лишь 19. Несмотря на разницу в возрасте и характеров, брак продлился около 30 лет.

Их младшая дочь Вера (всего в этом браке родилось шесть детей) вспоминала, что мама обладала очень веселым характером. Если ее отец был воплощение пунктуальности, то мать – беззаботности и рассеянности. Но ее непосредственность и веселый нрав были очень дороги Петипа.

«Как-то знаменитый композитор А. К. Глазунов, работавший с отцом над «Раймондой», приехал вечером к нам и демонстрировал свою музыку. Когда закончились пламенные звуки испанского танца панадерос, мы во главе с матерью в экстазе вломились в дверь гостиной и остановились на пороге. Моя мать не выдерживает и выпаливает: «Боже мой! Какая музыка! Кто мог ожидать такой музыки при такой... внешности!» Глазунов тихо смеется, брат старается рассеять впечатление от неловкости матери, отец, довольный, улыбается, не поняв, что было сказано по-русски. Наедине отец спросил мать: «Отчего Глазунов улыбался, когда ты с ним говорила? Что ты ему сказала?» Мама в точности передала ему свои слова; отец схватился за голову…» - описала курьезный случай она в своих воспоминаниях.

Стоит отметить, что российское подданство Петипа получил в 1894 году, когда ему было 76 лет. Умер легендарный балетмейстер в Гурзуфе на 93-м году жизни.

«Никогда не забуду горестного прощанья с ним, когда мы все столпились у его постели и холодеющие пальцы сжимали мне руку». – описала Вера Петипа последние минуты его жизни.