Связь есть! В радисты в годы блокады шли юные добровольцы

Архивное фото / АиФ-Петербург

Среди героев, навсегда вписавших свои подвиги в общее дело по отстаиванию Ленинграда в войну, немало связистов. Именно благодаря им кольцо информационной блокады вокруг осаждённого города не сомкнулось, жители никогда не утрачивали связи с «Большой землёй», а голос несломленного Ленинграда мог слышать весь мир.

   
   

По дну Ладоги

Осенью 1941 года обстановка на Ленинградском фронте значительно усложнилась. Немцам удалось перерезать железнодорожные пути, выйти с юга непосредственно к Ладожскому озеру в районе Шлиссельбурга. Как только кольцо блокады замкнулось, стало очевидным исключительно серьёзное значение обеспечить непрерывную связь с Москвой. Уже 3 сентября ленинградские связисты проложили прямо по дну Ладожского озера полевой телеграфный кабель. Однако в таких условиях он смог проработать всего несколько дней.

Тогда было принято решение проложить подводный морской бронированный кабель. Изготовить его поручили заводу «Севкабель».

Работы по прокладке провода проходили в неимоверно тяжёлых условиях, самолёты противника часто бомбили наши корабли, находившиеся в районе проведения операции.

Трудились инженеры связи в основном в темноте. На последнем этапе прокладки кабеля резко ухудшилась погода. И два гидрографических корабля заблаговременно не успели уйти на базу. В это время их атаковали два фашистских самолёта. Наши солдаты открыли по вражеским машинам артиллерийский огонь, немецкие бомбардировщики отвернули в сторону, сбросив бомбы, которые не причинили вреда ни нашим судам, ни только что проложенному кабелю. Таким образом была налажена бесперебойная связь Москвы с 
Ленинградом.

Самодельный метроном

Однако если телефонная связь с «Большой землёй» являлась целью государственного значения, то для простых ленинградцев именно радио стало незаменимым условием выживания. По свидетель-
ствам блокадников, потребность слушать приёмник была не менее сильна, чем есть или пить. А порой сообщения из передатчика помогали продержаться день-другой и без хлеба.

Именно из репродуктора люди узнавали о последних событиях, слышали предупреждения о надвигающейся опасности и узнавали обо всём, что происходило в стране и на фронте. Дикторы прямо так и говорили: «Не выключайте радио!» Его и не выключали. С начала блокады на улицах города было установлено 1,5 тысячи громкоговорителей.    
   

Кстати, ленинградский метроном - изобретение одного из радиотехников, имя которого осталось неизвестным. Он предложил соединить метроном с неким самодельным устройством с мотором, которое задавало бы ритм метроному. При надвигающейся опасности механизм убыстрял свой ход, что означало объявление воздушной тревоги. Так был найден способ предупреждения слушателей об опасности, чтобы те могли спрятаться в бомбоубежищах.

Что касается Ленинградского радио, то в военные годы оно располагалось в известном всем доме на углу улиц Ракова (сейчас Итальянская) и Пролеткульта (Малая Садовая). Чтобы защитить ценное оборудование от бомбёжек, сотрудники закрыли мешками с песком и досками окна первых этажей, в Центральной аппаратной и некоторых других помещениях, а на крыше установили места для дежурства во время налётов вражеской авиации. В подвале были оборудованы бомбоубежище и резервный радиовещательный узел с маленькой студией - на случай, если дом будет сильно повреждён снарядами.

Под обстрелами

Во время бомбардировок и обстрела проводная связь в Ленинграде неоднократно нарушалась, поэтому всё чаще использовалась радиосвязь. Как вспоминал бывший начальник радиоузла особого назначения Иван Петров, его радиоузел располагался на территории Петропавловской крепости, техническое оборудование было весьма примитивным, а задача стояла серьёзная - обеспечение связи с разведкой и партизанскими группами. В радисты шли добровольцы: юноши и девушки 18-19 лет. За короткий срок им объясняли основы радиодела, обучали прыжкам с парашютом и владению автоматом.

«От радистов, прыгающих с парашютом, да ещё ночью, требовались не только смелость, но и умение приземлиться с радиостанцией и грузом за плечами в точно заданном районе. Это было нелегко», - вспоминает Иван Яковлевич. 

В условиях блокады роль радиосвязи возросла в разы. Встала новая задача - обеспечить надёжную связь с многочисленными корреспондентами, вооружёнными приёмопередатчиками малой мощности. Когда переносили передающий центр в Русский музей, обессилевшие от голода инженеры все тяжёлые монтажные работы осуществляли вручную, не хватало горючего для автомашин, поэтому небольшие грузы приходилось переносить на себе.

Всего за время войны было построено 18 объектов, обеспечивающих радиовещание и радиосвязь в Ленинграде. Эта скромная, на первый взгляд, работа требовала подлинного героизма, так как часто её нужно было выполнять в условиях бомбардировок. Наряду с мужчинами связь в городе обеспечивали и женщины. Даже в минуты крайней опасности не покидали своих постов телефонистки и телеграфистки.