Главные вопросы о блокаде Ленинграда: можно ли было её предотвратить или снять в короткие сроки? В этот юбилейный год рассекретили несколько весьма любопытных документов на данный счёт.
Офицеры спивались
Удивительно, но Сталин из Москвы буквально вдалбливает ленинградским товарищам (Жданову и Хозину, следующему начфронта) азы войны: «Пехота без танков не пойдёт. Не может пехотная дивизия справиться с укрепрайонами». Смешно, если б не было так грустно. Дальше про танки. Маленков запрашивает Жданова: почему не используются современные танки КВ, которых на Ленфронте больше, чем на любом другом? Жданов каждый раз отвечает по-детски: не удаётся их переправить на другой берег Невы. Между тем, как можно прорвать блокаду без поддержки танков?! Не лучше дело и с авиацией. Сталин и Шапошников устраивают Ворошилову и Жданову разнос: «В Тихвине стоят две авиадивизии и не получают от вас заданий!»
«Чудеса» на фронте
Как видим, блокада не была фатальной, но военно-политическое руководство Ленинграда оказалось к войне не готовым. Именно оно летом 1941 года отказалось от предложенной Москвой продовольственной и военно-технической помощи. Вредительство, как модно было говорить в то время? В итоге советские солдаты воевали при жутком дефиците миномётов, пулемётов, пушек и бронемашин. Жданов даже придумал на этот счёт циничный агитматериал: «Немец боится и не выдерживает русской штыковой атаки. Зная слабость врага - быстрее переходи в штыковую атаку!»
Также можно было избежать огромных жертв в первую блокадную зиму, если бы чётко действовала эвакуация. Снова Москва указывает Ленинграду на очевидные вещи. 14 января 1942-го Микоян - Жданову: «По имеющимся данным, автотранспорт, идущий за продовольствием, слабо используется для эвакуации из Ленинграда населения».
- В итоге с 21 января по 20 апреля 1942 года по Ледовой дороге были эвакуированы 514 069 человек, - рассказывает Андрей Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории. - Вопрос о том, почему эвакуация по этой трассе началась только с конца января 1942-го, да и то по подсказке Москвы, один из самых тяжёлых вопросов руководству обороны города.
Как видим, Ленинград в 1941 году был в тяжёлой, но не критической ситуации. Были допущены чудовищные ошибки при обороне города и военных действиях на Ленфронте. Начальник политуправления фронта Тюркин в те дни пишет об этом, не стесняясь: «Подготовка к весне (1942-го) была явно сорвана, и не один десяток людей умерли с голоду или изменили родине из-за прескверных условий. Всё, однако, осталось безнаказанным». Будущая Победа всё списала.
Вспоминает...
Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР:
Смотрите также:
- Владимир Рубинский: «Огнем и колесами сопровождали пехоту» →
- В живых осталось только четверо →
- Неделя Ленинградской победы →