Поможет ли «свежая кровь»?

На днях страна выбрала новую законодательную власть. Обновился состав Государственной Думы, местных парламентов. Есть ли надежда, что будем жить по правилам, единым для всех? Или так и останемся страной «взяткоёмких» законов?    
   

- Боюсь, в ближайшие 10-12 лет мало что изменится, - прогнозирует доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. - Депутаты, которые в эти дни получают мандаты, искренне уверяют, что будут прислушиваться к мнению простых людей. Но как только они реально начнут на него опираться, весь пафос исчезнет. Ведь вопросы, важные для обычного человека, сверху видятся под другим ракурсом.

Многие, наверное, замечали, как начальники, получив высокий пост, быстро забывают тех, с кем учились, дружили, начинали. А через пару лет даже плохо понимают, чего хотят учителя, врачи, бабушки на селе. Это результат жизни в замкнутом пространстве «золотой клетки». Если же даже редкие чиновники попытаются ослушаться, найдётся немало поводов, чтобы расстаться с непокорными.

«Дай!» или «На!»

- "АиФ-Петербург": Но если депутаты знают истинное положение дел, что мешает им принимать законы, полезные для всех?

- Наше общество представляет собой некие группы антагонистов: работодатели - сотрудники, армия - призывники, автомобилисты - дорожная инспекция. Чтобы сформировались гражданские силы, к чему нас постоянно призывают, каждая из этих групп должна что-то отдать ради блага других. Но у нас никто не готов оторвать от себя кусочек зарплаты, времени, достатка - для целей пусть высоких, но плохо конвертируемых в собственное благо. Посмотрите, никто не говорит: «На!», только «Дай!» И во власти каждая из групп рассматривает, что эта инициатива даст конкретно ей, не соглашаясь чем-то поступиться.

- "АиФ-Петербург": Невыполнение законов стало повальным, хотя в массе мы законопослушные люди. В чём причины раздвоения?

- Первая - политическая. Лучше всего это показали недавние выборы. Эксперты сходятся во мнении, что каждый третий из голосовавших либо сам был ущёмлен, либо стал свидетелем, как попирались права других. Против нарушений, допущенных в ходе голосования, по всей стране прокатились митинги, на площади вышли десятки тысяч человек. Тем не менее чиновники, в компетенции которых принять решение, пока только повторяют, что спорные моменты будут проверены. Что могут думать люди о такой власти?

   
   

Второй аспект - юридический. Наши законы пишутся таким «птичьим» языком, что понять их нормальному человеку невозможно. Кроме того, сразу подразумевается, что будут поправки, а это - гарантированные лазейки. Трудовой кодекс, например, подпирают тома комментариев. Это говорит о том, что сам документ не является ключевым. В итоге все начинают жить по подзаконным актам, которые регулируются уже министерствами, ведомствами, а это вносит немало путаницы. Почему так? Власти невыгодно, чтобы принимались простые и ясные законы без двойного толкования. Выгодно наоборот - держать каждого на крючке, как потенциального нарушителя. Таким обществом управлять гораздо легче.

Автора!

- "АиФ-Петербург": Узнать, кто конкретно автор законов, от которых часто зависит судьба человека, тоже непросто.

- Это создаёт большой психологический дискомфорт. У нас законы не учитывают традиции, культуру людей и принимаются, как средняя температура по больнице. Сибирь, Урал, Дальний Восток, Кавказ - везде образ жизни разный, а закон один. Местные парламенты, призванные учитывать специфику края, в основном регулируют бюджеты. Я не сторонник американской системы управления, но там каждый штат имеет своё законодательство. И все знают, кто внёс и поддерживает то или иное предложение. У нас же редко когда известен депутат, выступивший с инициативой, в лучшем случае названа партия. В таких условиях люди не считают законы своими и относятся к ним, как к чему-то второстепенному.

- "АиФ-Петербург": Позвольте с вами не согласиться. Проект закона о полиции был вынесен на всенародное обсуждение, поступили тысячи замечаний.

- По статистике, 30 тысяч. Я знакомился с этими отзывами, половина повторяется, поэтому честнее назвать 15 тыс. Учтём, что свыше 3 млн человек в стране заинтересованы, чтобы у правоохранителей сохранялись широкие полномочия. В итоге критики получается совсем немного.

Свод законов, связанных с преступлением и наказанием, вообще очень характерен для нашего нынешнего общества. Он отличается размытостью и чрезвычайно широким толкованием. Практически за одно и то же судья может дать и 7, и 15 лет, а это благодатное поле для коррупции. Могут убийцу оставить практически безнаказанным. Как это случилось с Анной Шавенковой, сбившей на улице двух сестёр - одну насмерть, другую тяжело травмировав. В результате дочь влиятельного местного начальника получила 2,5 года колонии-поселения с отсрочкой приговора на 14 лет.

Всё позволено?

- "АиФ-Петербург": Что же в ряде других стран делает закон обязательным для всех?

- Рецепт один: там власть сама в первую очередь исполняет принятые решения. И народ следует её примеру. Недавно судили за сексуальные домогательства президента Израиля. Всем памятна история с бывшим главой МВФ Стросс-Каном. Пришлось отвечать и Клинтону, Берлускони. Наш истеблишмент снизу доверху считает, что ему позволено всё. За рубежом чиновник, сенатор отвечает перед налогоплательщиками, независимым судом. У нас - перед начальником, который его назначил. А тот говорит: «Работай спокойно, у тебя свои задачи, мы тебя прикроем». Это совсем другое отношение к морали, людям. Неслучайно с петровских времён в нашем языке закрепилось выражение «вор в законе».

- "АиФ-Петербург": Можно обратиться в Конституционный, Страсбургский суд.

- Это нормальная практика, в том числе международная, но она - следствие отношения государства. Мы показываем, что наше не справляется со своими обязанностями. Не может защитить своих граждан, восстановить справедливость. И нам, как обиженным детям, приходится идти к другому «дяде» и признаваться, что нас наказали собственные «родители». В Конституционном суде тоже рассматриваются не рядовые ситуации. Обычному человеку надо немало сил, времени и денег, чтобы дойти до высшего судебного «этажа». Поэтому эти инстанции - не выход.

- "АиФ-Петербург": Так что же, поговорка о законе, который куда повернул, «туда и вышло», по-прежнему будет актуальной?

- Сейчас депутатский корпус повсеместно обновился. Пришли личности известные, многие из Народного фронта со своей программой. И в первые годы новый состав будет работать для общего блага, чтобы доказать: им не зря оказали доверие. Даже если посмотреть биографии, видно, что эти люди многого добились именно за счёт своих достижений, им важны репутация, доброе имя, они не забыли, что такое совесть. Это новая волна, свежая кровь, которая ещё не запачкана в грязной политике, не имеет за спиной лоббистов. Они станут драться, добиваться. Другое дело, насколько их хватит, сумеют ли противостоять силе, способной «заболтать» любые правильные мысли и идеи…

Смотрите также: