В Госдуме предлагали легализовать этот теневой бизнес, обязав владельцев «рекламовозов» платить налоги, делать отчисления в местный бюджет и отводить площади под социальную рекламу. Но в итоге решили их запретить. Однако изящная формулировка в законе одновременно послужила и брешью. Ну, в самом деле, если запрещено «использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций», то ведь это не означает, что их нельзя использовать… частично?!
Любимые клиенты — депутаты
За два года «брендмобильный» бизнес в Петербурге развился настолько, что уже пять компаний с автопарком 50–60 единиц (двое лидеров владели по 20 авто) зарабатывали 3 млн. долларов в год. Основные рекламодатели — сети магазинов, сотовики и салоны связи — стояли в очередь, чтобы заплатить 20–30 тысяч долларов в месяц за «пакет» из 10 машин. И это при том, что затраты на производство «брендмобиля» (12–13 тыс. долларов) окупались за 4–6 месяцев, а по оценке клиентов, одна машина служила хорошей альтернативой 30–50 статичным щитам наружной рекламы. После изменений в законодательстве некоторые владельцы «брендмобилей» предпочли продать свой автопарк в страны СНГ. А другие надеются на поправки к ФЗ «О рекламе». Но некоторым и не нужно никаких поправок, потому что знают лазейки.
Везде по городу стоят машины с рекламой политической партии. И ничего при этом не нарушают. Оказывается, ФЗ «О рекламе» не распространяется на предвыборную агитацию или политическую рекламу, стало быть, размещать ее можно где угодно.
Нет проблем
Если владелец перерегистрировал паспорт автомобиля, то в нем уже напишут не «мобильный рекламный щит», а, например, «грузоперевозчик». И будет невозможно доказать, что водитель преимущественно перевозит рекламу, а не продукты питания, которые лежат у него в кабине.
Словно в насмешку, на ряде сайтов, посвященных мобильной рекламе в Петербурге, была размещена такая замечательная услуга: «Рекламный автомобиль остановится и будет стоять в точно указанных Вами местах. Юридические вопросы и договоренности с властями города мы берем на себя». А на сайте компании «Рекламобиль» еще и добавляют: «Мобильный билл.борд остался единственным рекламоносителем подобного формата на Невском проспекте, где запрещены щиты 3×6 и перетяжки».
Позвонив в эту фирму, мы без труда договорились о рекламной кампании энного продукта, который будет размещаться на 10–15 машинах. Но в очереди уже были поставлены только на март. На вопрос: «А проблемы с ГИБДД, эвакуацией и штрафами?» нам ответили: «Никаких проблем. Эта конструкция создана специалистами Горьковского автозавода, имеет одобрение ГИБДД как «Транспортное средство» и является запатентованным рекламным автомобилем».
Эвакуатор им не страшен
В пресс-службе ГИБДД по СПб и Ленинградской области подтвердили, что за последние 1,5 месяца ни одного случая эвакуации «брендмобилей» в нашем городе не было, поскольку в машинах всегда сидели водители, оперативно реагирующие на замечание. Иногда инспекторы ДПС выписывают «брендмобилистам» штраф в размере 50 рублей за неправильную парковку или стоянку. Но те, как законопо.слушные граждане, штрафы платят и тут же переезжают на другое место. При этом, как разъяснил Вадим Матвиенко, старший инспектор Управления ГИБДД по СПб и Ленобласти, «обычно все документы у них в порядке, включая регистрацию транспорта и техосмотр. Более того, на станцию диагностики они приезжают без рекламных конструкций на машинах, и нет никакого повода отказать им в новом техпаспорте». Да и вообще, функция соблюдать ФЗ «О рекламе» за ГИБДД не закреплена, у них есть другие руководства к действию: Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Получается, нет у ГИБДД прямых указаний следить за нарушениями рекламного законодательства.
Все в норме?
Остается только Федеральная антимонопольная служба. Вся пятая глава ФЗ «О рекламе» посвящена полномочиям ФАС в данной области, и полномочия эти очень широки.
Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по СПб и Ленобласти Наталья Плошкина сказала, что пока нет ни одного дела о нарушении рекламного законодательства в отношении мобильных щитов: «Будет очень сложно доказать в суде, что этот щит на машине не стационарен. Обратите внимание на формулировку в законе: «передвижные рекламные конструкции». Нам нужно будет собрать весомые доказательства, что «брендмобиль» именно ехал, поскольку стоящая машина с рекламой не входит в число правонарушений, которыми занимается ФАС».
Похоже, тема «брендмобилей» никого не беспокоит.
Смотрите также:
- Тонировка «наглухо». Автомобилисты и эксперты - о новых штрафах для водителей →
- Запрет на издевательства. Депутаты Петербурга против коллекторских агентств →
- Прикрылся листком. Как петербуржцы уживаются с платными парковками →