Лама Оле Нидал: Во время кризиса надо думать о том, что ты можешь сделать для других

   
   

Северная столица стала центральной площадкой фестиваля тибетского буддизма, который проходит с 11 по 25 октября  в России.  В рамках фестиваля проводится много мероприятий. Среди них кинофестиваль, посвященный буддизму, лекции путешествующих учителей, главными из которых стали лекции с Ламой Оле, первым западным учеником Его Святейшества XVI Гьялвы Кармапы Ранджунга Ригпе Дордже.

 

В буддизме нет Бога

- Христианство, ислам, буддизм — где первоисточник?  Откуда все возникло? Кто это придумал? (Борис, 12 лет)

Христианство — это, на самом деле, ответвление от иудаизма. Просто христиане сказали, что Ветхий завет, наследие иудаизма больше необязателен, и они будут придерживаться Нового завета, в котором доминирует любовь Иисуса. Несмотря на то, что Церкви удавалось также использовать это для каких-то репрессий, притеснений на протяжении столетий.

Ислам, как я понимаю, вместе с перенаселением планеты сегодня является одной из главных проблем, потому что ислам смешивает религию и политику, и это очень опасно. Потому что это создает такую систему, которая полностью контролирует людьми, управляет ими. И не оставляет места для человеческой свободы.

Если смотреть на буддизм, то говорится, что за время существования разумной жизни на Земле, появятся тысячи Будд и что Будда учит нас тому, каким все является на самом деле. Сейчас мы живем во времена четвертого Будды. 

Буддизм — это то название, которое ему дали на Западе для того, чтобы понимать, о чем говорить. Но на санскрите это учение называется дхарма,  и это означает то, каким все является. Можно сказать, что в буддизме нет Бога, мы думаем, что пространство само по себе беременно, также как внутреннее пространство создает чувства и мысли, внешнее пространство создает миры и Вселенную. И я бы также сказал, что это доказано современной наукой, буддизм очень научен.

   
   

Посмотрите на историю религии, и у вас появится представление. Следует прочитать книги по историии узнать о том, что делали разные религии. 

Дайте ребенку пространство

- Как выбирать религию ребенку? Стоит ли обращать его в веру с детства, либо позволить определиться потом самому? (Lastochka)

- Я думаю, что дети могли многое делать в прошлых жизнях: они могли жить в восточных культурах или  западных культурах. Я считаю, что, прежде всего, нужно учить ребенка причине и следствию, что мы сами создаем свою жизнь. Очень важно осознавать, что мы делаем и далее смотреть, в какую сторону он развивается, что ему нравится. Что касается религии, я бы дал детям пространство, чтобы они сами могли определиться. Это касается религии.

Другое дело - законы твоей страны, Конституция Тут, конечно, надо учить детей следовать законам, уважать женщин, признавать равенство всех живых существ. Это очень важно.

Все проблемы в мире начинаются в религии тогда, когда общество не заставляет религию следовать законам своей страны. Когда они пытаются получить специальные привилегии, разрешения, или, еще хуже, создавать параллельное общество. Это рак в стране.

Будь как Будда

- В чем суть алмазного пути? (Александр Карташев)

- Смысл алмазного пути — вести себя как Будда, пока не станешь Буддой. Надо стараться видеть всех живых существ как потенциальных Будд. Воспринимать все на уровне чистоты и смысла и действовать на благо всех существ. Тогда вы увидите во всем потенциал.

 Все буддийские школы работают с понятием пустоты, что ни одно явление не является вещью самой в себе,  что все они возникают из причин, постоянно меняются и в конце исчезают.  Непосредственный опыт вовлечен в понимание. Можно пережить на собственном опыте то, что осознаешь. Можно сказать, что есть предмет стакан, и стакан — просто слово, что он лишен какого-либо неизменного существования. И это только интеллектуальное переживание отсюда туда.

Если такое понимание переживается нами.  как слишком холодное и абстрактное, то мы можем еще сознавать, что есть кто-то, кто осознает, что  эта вещь пуста. 

Есть еще третий уровень, когда мы осознаем, что это пространство, которое осознает в своем переживании и блаженстве. Знание  и понимание блаженно по своей природе. И вот это последнее  - и есть видение алмазного пути.

 

Не смешивайте политику и религию

- Могут ли религиозные деятели влиять на политику? Как вы относитесь к тому, что существует связь государства и религии? В России вроде бы религия отделена от государства, но многих деятелей показывают по телевидению во время богослужений. (Владимир Смирнов)

Худшее, что можно сделать — это смешивать религию и политику, это разрушает и религию, и политику. Нужно проводить четкое разграничение, что относится к этому, а что к другому, не смешивать эти две вещи. Это не очень хорошо для страны, потому что ограничивает пространство выбора людей, их свободу. И это в принципе является чем-то репрессивным. Если посмотреть на историю, то церковь и государство всегда работают вместе. Так что тех людей, которых правительство не поймало в этой жизни, церковь отправит в ад в другой. И страны, в которых это есть — они не очень творческие. Это как Средневековье в Европе, система была слишком жесткой.

Нужно давать людям пространство, нужно давать им свободу, чтобы они были творческими.

 

Ответы и вопросы

- У вас много учеников, так вы с ними общаетесь: вы общаетесь через Интернет или нужен более глубокий контакт? (Михаил Бобров)  

  

- Это немного похоже на инфекционную болезнь. Моя жена и я вернулись после четырех лет, проведенных в Гималаях, в 1972 году. Нас отправила на Запад наша школа медитации, которая называется Карма Кагью. И мы ездили автостопом, потом на стареньком автобусе, ездили повсюду. И в то время мы очень близко встречались с людьми, это были очень близкие контакты. В последнее время я прыгаю с парашютом, со мной прыгнули около двух тысяч моих учеников. Я проезжаю двадцать перевалов в Альпах за два дня с некоторыми моими учениками, и у нас есть Интернет.

У нас близкие контакты с людьми, и в том числе здесь в России.  Та, первая группа, которую мы встретили в 88 году, все еще активна и делает полную значения работу здесь, в России. Мы строим  большой Европа-центр, и этим летом туда приехало четыре тысячи человек. Это то, что делает нас семьей. Это не что-то искусственное, а то, что естественно выросло благодаря нашим надеждам, сражениям, работе — это такой живой организм. Так что действительно можно сказать, что все наши многочисленные центры представляют то же видение, тот же стиль. Их сейчас 600 по всему миру. И я чувствую, что все они — это семья. Так же я обучил 150 человек, чтобы они ездили и учили в разных местах.

Может ли Ваш ученик задать Ламе вопрос и получить ответ через Интернет?

- Люди пишут и получают ответы. В основном они посылают какие-то пожелания. У меня очень широкий жизненный опыт, и только если что-то действительно выходит за пределы моего опыта, я не могу ответить. Но обычно отвечаю. Есть интеллектуальные аспекты учения, и если вопросы касаются их, я отправляю к кому-то из моих учеников.

- Как вы относитесь к тому, что существуют, допустим, в Америке, исповеди по Интернету? Они набирают популярность, так как людям тут же отпускают грехи. (Nikki)

- В буддизме нет исповедей. Мы даем людям советы, у нас есть очень эффективные методы, помогающие людям очистить свое подсознание. Люди получают мантру и эффективную медитацию. Мы используем эти методы и также стараемся учиться на своих ошибках. У нас есть такой процесс: если мы понимаем, что что-то не так, мы желаем так больше не делать,  и используем этот очень эффективный метод, чтобы обезвредить все мины нашего подсознания. Следующее - мы решаем так больше не поступать. И четвертое, мы стараемся поступать противоположным образом. И это можно делать, обращаясь к пространству, и к Будде, и к Ламе.

Четыре аспекта любви

- Как человеку пережить старость, смириться с болезнью, смертью, выйти из жизненного тупика? Какой вы можете дать совет? Сейчас глобальный экономический кризис, многие сходят с ума, начались увольнения. Люди теряют свои деньги, люди теряют опору.(Сирина Екатерина)

- Я бы думал о том, что я могу сделать для других. Если мы думаем о себе, у нас всегда проблемы. Если мы думаем о других, у нас есть интересная задача все время. Конечно, я плачу за квартиру, чтобы меня не выбросили из нее, но я бы старался думать о других, что я могу сделать для других. И это, я считаю, очень эффективно. Есть так много способов быть полезными, мы многое можем делать. Даже если мы просто поддерживаем в себе хорошие чувства, не делая ничего на внешнем уровне — это тоже оказывает влияние на других.

- Следующий вопрос касается любви. Что главное в отношениях между мужчиной и женщиной: сексуальное влечение, духовная близость или привязанность? Бывает так, что одно есть, нет другого. (kashtanka)

В буддизме мы считаем, что здоровое любовное отношение состоит из четырех вещей.

Первое — это все то, что вы упомянули: хорошая сексуальность, хорошее доверие, уважение, отношение. В таком сочетании, в каком получается.

Второе — это сочувствие. Также помогать другим, когда они не очень хорошо себя чувствуют, когда они растут, учатся и развиваются. Например, муж любит пить, но вы с ним, пока он хочет лечиться и бросить пить. Но нет  улучшаются, уходите от него. Потому что лучше, если один человек опустится, чем вся семья.

Третье — это сопричастная радость. Сопричастная радость, когда вы радуетесь тому, что где-то что-то происходит, даже если это не связано с вами. Такое видение поднимает уровень взгляда и расширяет горизонты пары.

И четвертое — это равностность, то есть понимание, что в каждом есть что-то, с чем можно работать, есть природа. Даже если зеркало  умов  мужчины и женщины очень запыленное и показывает какие-то очень странные картинки, то по сути своей  - это ясный свет, и с этим можно работать. Эти четыре аспекта любви очень полезны и с ними нужно работать.

- Ваше отношение к абортам. Если понятно, что ребенок родится нездоровым, нужно ли сохранять его или он должен прожить свою карму?  (Ярцева Светлана)  

-Я бы спросил врачей. Если врач считает, что у плода не будет шансов на нормальную человеческую жизнь, то я бы последовал совету врача. Ум невозможно убить, он найдет себе новое перерождение и, может быть, лучше. Но есть так много родителей, которые не могут иметь детей и хотят усыновить... Я думаю, что прерывать беременность, если ребенок здоров — это ужасно. Мать должна взять на себя ответственность не убивать ребенка, а отдать его кому-то, кто хочет иметь детей.

В России падает рождаемость, как и во всех богатых странах. Поэтому всех детей, которые могут родиться, нужно сохранить и дать им хорошую жизнь. Женщина должна гордиться тем, что ей дают такой подарок. И, конечно, должна иметь поддержку, если так поступает.

Также должна быть возможность открытого усыновления, где биологическая мать может потом прийти в семью, увидеть как растет ее ребенок. Например, в Германии, как и в других местах, много таких хороших примеров. Это мой совет моим ученикам.

 

Важна истина

- Есть такое выражение, что не важна религия, важен бог внутри. Как вы относитесь? (Maksim)

-    Истина внутри — это да. Мы не хотим слишком много богов, от них слишком много  неприятностей в исторические моменты. Покой и осознавание. Для нас этого достаточно.      

Смотрите также: