Итальянцы, построившие «северную Венецию»

   
   
В «Лофт Проекте Этажи» открылась выставка актуального искусства Италии. Нужно сказать, что искусство этой страны для нашего города всегда было актуальным - итальянские архитекторы создали самые грандиозные ансамбли Петербурга.

Трезини начал «с нуля»

Первым архитектором города был Доменико Трезини (1670-1734). Мастер приехал на пустынные невские берега в июне 1703 года, здесь всё нужно было начинать «с нуля» - даже кирпич привозили из-за границы морем. Трезини успел сделать многое: построить Петропавловский собор, Летний дворец Петра в Летнем саду, Двенадцать коллегий, Александро-Невскую лавру. Архитектор разработал план Васильевского острова, а также типовые проекты жилых домов: для «именитых», «зажиточных» и «подлых», то есть - для простых горожан. До наших дней сохранился и собственный дом Трезини на Университетской набережной, 21, - напротив Благовещенского моста. Кстати, предмостной площади ещё в 1995 году присвоили имя Трезини. Дом архитектора сейчас реконструируют под отель, а перед ним в 2012 году должен появиться памятник «первостроителю». Трезини скончался в 1734 году и был похоронен у Сампсониевского собора, но могила не сохранилась.

Растрелли, сын Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - создатель самых роскошных дворцов столицы и её пригородов: Зимнего, Строгановского, Воронцовского, Екатерининского в Царском Селе, Большого Петергофского, а также Смольного монастыря. Франческо был сыном известного скульптора Бартоломео Растрелли, автора конного монумента Петру у Михайловского замка. Будущий архитектор приехал с отцом в Петербург в 1716 году, затем учился в Италии и вернулся в российскую столицу, которая по размаху строительства превосходила все города Европы. Архитектурный гений Растрелли преобразил Петербург, однако с приходом к власти Екатерины II и сменой архитектурной моды - с барокко на классицизм - маэстро был вынужден удалиться от дел. Точная дата смерти и местонахождение его могилы неизвестно, но в городе есть площадь Растрелли - перед Смольным монастырём.

Ринальди: от храма до буяна

Антонио Ринальди (1709-1794) приехал в Петербург в 1751 году, и вскоре стал придворным архитектором. Мы можем любоваться его Мраморным дворцом, Князь-Владимирским собором, храмом Святой Екатерины на Невском. Занимался маэстро и утилитарными объектами - он автор Тучкова буяна - так назывались сохранившиеся до наших дней склады пеньки на набережной Малой Невы. Пригороды Петербурга Ринальди украсил Большим Гатчинским дворцом, целым созвездием изящных построек в Ораниенбауме: дворцом Петра Третьего, Китайским, павильоном «Катальная горка», а в Царском Селе он спроектировал Китайский театр, Чесменскую и Морейскую колонны. В Кингисеппе, к счастью, сохранился прекрасный Екатерининский собор.
Архитектор был автором Большого театра в Петербурге, при строительстве которого упал с лесов. По состоянию здоровья маэстро был вынужден вернуться на родину.

Кваренги, автор Смольного

Джакомо Кваренги (1744-1817) приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 35 лет. Как «архитектор двора её величества» построил Эрмитажный театр, Академию наук, Ассигнационный банк на Садовой, Конногвардейский манеж, Мариинскую больницу, Смольный и Екатерининский институты благородных девиц, Александровский дворец в Царском Селе. В 1811 году, в связи с угрозой нападения Наполеона, итальянцам было приказано вернуться на родину. Кваренги отказался и был заочно приговорён к смертной казни. Архитектор жил в одном из помещений Эрмитажного театра, где и скончался. Его похоронили на Волковском кладбище, а в 1967-м, в год 150-летия смерти, могилу перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, а у Ассигнационного банка установили памятник-бюст.

Ансамбли Карла Росси

Карл Росси (1775-1849) оказался в России в 12 лет с матерью - балериной. Архитектуре Карл учился в Италии, а продолжил в Петербурге, ещё у одного итальянца на русской службе - Винченцо Бренна, автора Михайловского замка. Росси подарил Петербургу роскошные ансамбли: Михайловского дворца с площадью Искусств и проложенной к Невскому Михайловской улицей, Сенатской площади с Сенатом и Синодом, Александринского театра и улицей за ним, ныне носящей имя зодчего. Архитектору пришлось работать в уже относительно застроенном городе и соперничать с шедеврами соотечественников. Так, труднейшей задачей было создать нечто достойное Зимнего дворца Растрелли, тем более что напротив него на Дворцовой площади уже были дома. Архитектор перестроил их в грандиозное здание Главного штаба, и украсил его Триумфальной аркой. Архитектор умер во время ремонта своего же Александринского театра, заразившись холерой от рабочих. Могиле Росси можно поклониться в акрополе Александро-Невской лавры.

Кстати

Шедевры были созданы во многом и благодаря соединению культур. Многие итальянцы обрусели, Трезини, к примеру, откликался на «Андрея Якимовича», Росси - на «Карла Ивановича». В благодарность зодчим в мае 2003 года, когда Петербургу исполнилось 300 лет, на манежной площади установили памятники-бюсты Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси.

Смотрите также: