Примерное время чтения: 7 минут
5570

Под крылом ангела. Пять рекордов Петропавловского собора

Петропавловский собор – одно из «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города – одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор – самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого». В день годовщины закладки каменного собора SPB.AIF.RU рассказывает о пяти его примечательных особенностях.

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 10 июня (30 мая по старому стилю) 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города – деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов – собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру – тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну – в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне,  выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса – почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена несколько лет назад. 

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах