Пять веков пьянства. Начали при Иване Грозном. Когда бросим?

Коллаж Татьяны ШВЕЦОВОЙ

   
   

 

Обидевшись за соотечественников, мы решили выяснить, действительно ли во всех проблемах виновата водка? И наше пьянство - от безысходности или наоборот?

Алкогольная столица

- Бедность и социально-экономическое неравенство часто называют главными причинами алкоголизации населения, - говорит Виктор Иванов, профессор кафедры новейшей истории исторического факультета СПбГУ. - Но как тогда объяснить тот факт, что в благополучные 70-80-е годы в Ленинграде пили в 1,5-2 раза больше, чем в лихие годы революции или послевоенной нищеты? Как бы странно это ни звучало, свою роль здесь сыграл высокий уровень образования, информированности и культуры ленинградцев. По сравнению с жителями других российских городов и где-то даже Москвой, у нас была бо`льшая возможность читать хорошую литературу, посещать музеи, выезжать за границу, общаться с иностранцами и видеть другую жизнь. В итоге у людей сформировались высокие материальные и культурно-бытовые потребности, которые государство тогда просто не могло удовлетворить. Да, была работа, но она не соответствовала профессиональному уровню, можно было купить одежду, но только штампованную на местных фабриках, хотелось комфортного жилья, но приходилось ютиться в коммуналках.

В обществе накапливалась колоссальная внутренняя напряжённость, выход из которой многие находили в алкоголе. Если сначала пили более-менее культурно, то вскоре пьянство переместилось на заводы, в общежития, на кухни… В городе установилась алкогольная диктатура, сформировался особый тип пьющих людей, как беспринципных, деградирующих гопников. А в 80-х годах Ленинград и вовсе стал алкогольной столицей СССР. Так, документально подтверждено, что в 1988 году на душу населения в городе приходилось 7,4 литра чистого алкоголя в год - абсолютный рекорд по тем временам.

В Москве, занимавшей второе место, выпивали по 7,2 литра, но там и населения было на 34% больше.

Кроме того, осенью того же года проверка, проведённая городским наркологическим диспансером, показала: в Петроградском районе на тысячу местных жителей приходится 20 безнадёжных алкоголиков, что вновь стало общероссийским рекордом.

Нет культуры пития

Правда, если в Ленинграде выпивали по 7,4 литра чистого спирта на душу населения в год, то в современном Санкт-Петербурге как минимум 16.

   
   

- И пьём мы уже не от безысходности, а от бескультурья, - считает Юрий Поляков, заведующий психиатрическим отделением Института мозга человека РАН, заслуженный врач России. - Сейчас, по сравнению с разными периодами российской истории, мы живём относительно благополучно. По крайней мере у человека есть возможность развиваться, познавать мир, зарабатывать деньги. Однако в новой, демократической России до сих пор не сформировалась культура жития, а значит, и пития. И люди истинные ценности подменяют суррогатными. Ведь гораздо проще «напиться и забыться», чем решать проблемы и идти вперёд. Поверьте, людям, которые серьёзно занимаются бизнесом или просто любимым делом, пить просто некогда. Когда уровень образованных россиян в стране увеличится, а государство будет давать для этого больше возможностей, - автоматически снизится и число любителей выпить.

- Уровень культуры населения - это отражение ситуации в стране, - высказывает своё мнение Александр Сивцов, врач-психиатр, к. м. н., заместитель главного врача Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. - Сильнейшее расслоение общества, которое мы сейчас наблюдаем, несправедливое распределение доходов, правовой нигилизм - лучшие спутники алкоголизации той части населения, которая оказалась социально обделённой. Так что социальные факторы пьянства и алкоголизма я бы не стал сбрасывать со счетов.

Справка

До середины XVI века проблема алкоголизма в России фактически не стояла. На Руси в основном пили хмельной мёд, да и то - высшие слои. Даже иностранцы отмечали, что русские - одна из самых трезвых наций в мире.

Всё началось с правления Ивана Грозного, когда разорённую от постоянных войн казну решили пополнить за счёт продажи алкоголя населению. В государстве начинает складываться «кабацкий тип» употребления спиртного, когда в питейных заведениях подавали горячительное без закуски.

При Петре I такой способ пополнения казны стал основным. Царь насаждал кабаки по всему государству. Приезжая в какой-либо город, он первым делом смотрел не на крепости и пушки, а на тюрьмы и питейные заведения.

В 60-х годах XIX века в России насчитывалось свыше 500 тысяч кабаков - это колоссальная цифра.

В начале XX века министр Витте доложил Николаю II о чрезвычайном положении, связанном с алкоголизацией и деградацией нации. Последний российский император решил, что бюджетные доходы от алкоголя не покрывают последствий от его потребления. Но его планы не удалось воплотить в жизнь. Началась революция.

Смотрите также: