Здесь алкоголиков бесплатно лечат по системе «12 шагов», помогают их родственникам. За тринадцать лет курс прошли около 5 тыс. человек, многие расстались с пагубной привычкой навсегда.
Всё началось в 90-х годах, когда в Ленинград приехал создатель Международного института по проблемам алкоголизма Луис Бентли. Его институт успешно справлялся с алкоголизмом в Америке, получил высокую оценку президента Буша и меценат захотел помочь победить зло и в России. В первый же визит в наш город Лу, как его все называли, был поражён количеством пьяных на улицах и удивлён, как мало внимания уделяется этой острой проблеме.
Выбраться из трясины
Свою работу он начал с конкретных дел. Известных людей - музыкантов, художников, писателей, - которые стремились выбраться из трясины, но не знали, как это сделать, стал приглашать за собственный счёт в свою школу в США. Так группы питерских стажёров, в том числе священники и врачи, познакомились с программой «12 шагов Анонимных Алкоголиков», положенной в основу лечения.
Следующим этапом стало открытие аналогичного центра в России. 17 апреля 1997 г. в деревне Перекюля под Петербургом распахнул двери «Дом надежды на горе».
- Наш центр рассчитан на 30 пациентов, - говорит директор Светлана Мосеева. - Курс реабилитации длится 28 дней и предполагает полный отказ от алкоголя. Мы считаем, что алкоголизм - неизлечимая болезнь, которую можно приостановить. Даже «ветеран», который не пьёт 10 лет и более, знает: вероятность того, что всё начнётся снова, очень велика.
Семейная болезнь
В центре принята также Семейная программа, ведь в изнуряющую борьбу невольно вовлекаются и родственники пьющего человека.
- Раньше я существовала как придаток к алкоголику, - рассказывает Мария. - Ни мои слёзы, ни слёзы детей ни к чему не приводили. Сейчас мне не приходится контролировать каждый шаг мужа.
Я научилась не наказывать себя за свои ошибки, а анализировать их и стараться больше не повторять. Мне стало значительно легче жить!
За эти годы в «Доме надежды» обрели вторую жизнь тысячи человек. Во многих семьях восстановился мир и покой. Среди тех, кто прошёл по программе «12 шагов» Юрий Шевчук, Дмитрий Шагин, Владимир Рекшан, Олег Гаркуша. Именно «Дом» помог вернуть сына известному актёру Валерию Ивченко. Особый вопрос - женский алкоголизм. Для женщин десять лет назад был построен отдельный корпус, средства тоже прислали из-за океана.
Задушили в объятиях?
Кстати, для обитателей «Дома надежды» все услуги, проживание, питание, помощь психологов, врачей предоставляются бесплатно. Организация полностью содержится на средства своего основателя и пожертвования неравнодушных людей. Казалось бы, государство должно только радоваться: благотворительный центр успешно решает тяжёлую социальную проблему. Но, похоже, всё наоборот. Два года назад из-за изменений в законодательстве Ленинградская область в семь раз(!) увеличила для «надежды» земельный налог. Не иначе как центр приравняли к заводу или бизнесу, дающему прибыль. Понятно, что общественная структура не смогла сразу выплатить такую сумму, долги выросли до миллиона. Об этой проблеме Юрий Шевчук даже написал Владимиру Путину. После чего 600 тыс. были внесены неизвестным добродетелем.
Осенью - новый удар. Скончался основатель центра Луис Бентли. И хотя его семья подтвердила, что по-прежнему будет поддерживать программы, настроение в Доме сейчас не из лучших. Впрочем, веру в справедливость там не теряют. Сейчас курс проходят 25 человек. Для них это - единственная надежда избавиться от страшной зависимости.
В пьяном виде ты - болван
Так утверждает рекламная кампания, развёрнутая в Финляндии. Для страны с населением, сопоставимым по численности с количеством жителей Петербурга, проблема алкоголизма стоит остро и решается на самых разных уровнях. Есть чему поучиться.
И мальчики, и девочки
Одним из первых актов независимой Финляндии в 1918 году стало введение сухого закона, просуществовавшего 13 лет, однако малоэффективного. Отменить его можно было только всенародным голосованием. Народ высказался за отмену сухого закона.
Сейчас в стране существует государственная монополия на продажу крепких спиртных напитков. Купить их можно только в государственных магазинах, которые закрыты в воскресенье и в дни финских праздников, а в будни работают до 18-20 часов. В обычных магазинах и супермаркетах можно купить лишь некрепкое пиво и лёгкое фруктовое вино. Запрещено продавать алкоголь лицам в нетрезвом состоянии и тем, кому нет 18 лет. Крепкие напитки могут купить только люди старше 20 лет.
Отчего такие строгости? Финляндия - страна северная, а люди, проживающие в северных странах, генетически предрасположены к быстрому привыканию к алкоголю.
По финским исследованиям, в группу риска в стране входят до 500 тысяч человек. Около 3000 человек в год умирает от алкоголизма. По официальной статистике, финны потребляют на душу населения от 4 до 8,2 л крепкого алкоголя в год, а по неофициальным данным - 10,2 л чистого спирта в год! Причём пить начинают с 14 лет и девочки, и мальчики. Молодым людям от 18 до 25 лет свойственно сильно напиваться в конце недели, а в пожилом возрасте другая картина - пьют понемногу, но постоянно. Особую проблему представляет пьянство у женщин, которые стали пить в 7 раз больше.
Всемирная организация здравоохранения предупреждает, если в стране употребляют алкоголь по 8 литров в год на душу населения, то для нации это уже катастрофа. И финны серьёзно задумались.
Вызвать отвращение
Государство старается помочь пьющим людям и направляет силы и средства на пропаганду здорового образа жизни. В регионах уже 10 лет действует профилактическая программа, в которой участвуют различные общественные организации, социальные работники, школы и даже магазины. Повсеместно распространяется печатная информация о вреде чрезмерного употребления спиртного: в виде краткого руководства для желающих пить меньше, комиксов, открыток.
Для того чтобы заставить молодёжь критично относиться к пьянству, Федерация производителей пива в течение 2004-2007 годов провела кампанию «В пьяном виде ты болван». Суть её в том, чтобы убедить молодёжь, что чрезмерно пить - стыдно! На телевидении и в Интернете крутили ролики, в которых демонстрировалось омерзительное поведение пьяных юношей и девушек, которые не держались на ногах, изрыгали рвоту, мочились в штаны. Эта реклама публиковалась в газетах, демонстрировалась на уличных щитах. Она не призывала, не запрещала, а вызывала чувства гадливости, отвращения, стыда.
Может быть, и нам перенять финскую привычку учитывать любые мелочи, чтобы знать истинное положение вещей, и вспомнить о пропаганде здорового образа жизни.
За помощь в подготовке материала благодарим Совет Министров Северных Стран