Неожиданная облава
Восьмиэтажное здание, битком забитое задержанными нелегалами, находится на отшибе - в Красном Селе. На первый взгляд и не скажешь, что там томятся в ожидании депортации на родину почти две сотни гастарбайтеров-нарушителей. Лишь решётки на узких окнах, похожих на бойницы, выдают, что здесь режимный объект. На них сушится нехитрое бельё выходцев из Узбекистана и Таджикистана. Под окнами дежурят десятки родственников и знакомых задержанных.
«Жертвы работодателей». В Петербурге прошел митинг в защиту мигрантов >>
- Держат нашего Абдулрашида здесь уже четыре дня! - жалуется на ломаном русском женщина, представившаяся женой мигранта. - Приезжаю сюда каждый день, хочу начальника увидеть, уговорить отпустить мужа.
Противостояние. Коренное население взялось за мигрантов >>
Почти все нелегалы попались по похожему сценарию: работали на стройке, неожиданная облава - отсутствовали документы.
Ловят-отпускают
Тем, кто живёт на первом этаже, повезло. Иногда их родственникам удаётся передать через окно пакетики с едой. Правда, за этим зорко наблюдает охранник, который оживляется, когда кто-то из посторонних пытается подойти к зданию ближе, чем на 10 метров. Кстати, нелегалы всё равно содержатся в неплохих условиях.
- Они должны общаться, питаться, проводить досуг, как дома, - считает Сергей Копылов, начальник центра по содержанию иностранных граждан. - Такое отношение не спровоцирует их на побег и подготовит к депортации на родину.
Социолог Николай Соколов – о противодействии мигрантам-преступникам >>
В целях безопасности особо буйных и несогласных отправляют на 4-й режимный этаж. Здесь они уже не могут свободно передвигаться и ограничены рамками комнаты. Если обитатели карцера осознают свою вину - их возвращают в коллектив. В центре есть даже молельная комната. Граждане Средней Азии создали её собственными силами: разрисовали стены, написали на них молитвы.
Назад, в бандитские 90-е. Эксперт – о влиянии мигрантов на жизнь Петербурга >>
Год назад отсюда сбежали 11 жителей Узбекистана и Таджикистана. Прорываясь на свободу, они накинулись на постового полицейского и избили его металлическим прутом. Большинство из сбежавших так и не были пойманы. Этот вопиющий случай не остался незамеченным, за него был уволен руководитель Центра Виталий Улаев.
Сразу же после побега в учреждении ввели новые правила и усилили охрану. Сегодня проходная больше напоминает тюремный контрольный пункт. Чтобы попасть внутрь, необходимо пройти несколько зарешёченных дверей, которые отпираются с пульта охраны.
- У нас и муха незамеченной не пролетит, - шутят женщины на посту.
Как победить мигрантов. Позиция Евдокимовой >>
Учреждение давно не справляется с потоком иностранных граждан. Вместо положенных 180 там содержится более 200 человек. А иногда цифра задержанных переваливает за 300. Но и этого слишком мало для такого огромного мегаполиса, как Санкт-Петербург. По приблизительным подсчётам, в нашем городе живут и трудятся более миллиона трудовых мигрантов. Около половины - незаконно.
- Исправить тяжёлую ситуацию поможет строительство ещё одного приёмника, - уверена Елена Дунаева, глава управления ФМС по Петербургу и Ленобласти. - Возможно, в ближайшее время для этих нужд мы сможем занять корпуса «Крестов». В 2015 году следственный изолятор переедет в Колпино, освободятся помещения, приспособленные для содержания большого количества людей.
Борьба с нелегалами. ЗакС хочет заставить мигрантов сдавать отпечатки и проверяться на ВИЧ >>
Что ж, «Кресты» - вполне подходящее место: количество преступлений, совершённых гастарбайтерами, с каждым днём растет. Всё чаще нелегалы становятся фигурантами уголовных дел, связанных с воровством, изнасилованиями, массовыми драками. Однако из-за острой нехватки мест большинство нелегалов-нарушителей просто отпускают. Содержать их пока всё равно негде.
Кстати
В 2013 году из Петербурга были депортированы всего около тысячи мигрантов. Им закрыт въезд в страну на ближайшие 5 лет.