Сдавать ЕГЭ пока рано
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: С 2022 года выпускники должны были сдавать третий обязательный ЕГЭ - по иностранному языку, но в итоге от этой идеи отказались. Рособрнадзор объяснил это «неравенством в условиях преподавания языков в разных регионах страны»*.
Наталья Смирнова: Несмотря на всю важность изучения иностранных языков, введение обязательного ЕГЭ по английскому, о котором говорят еще с 2012 года, вопрос действительно непростой. Как показывают многочисленные международные исследования, владение иностранным языком напрямую связано с доступом к ресурсам. И если, например, в Петербурге и Москве как у родителей, так и у самих школ есть возможность приобретать новые обучающие материалы, применять современные технологии преподавания, то некоторым регионам это недоступно. Что показала и ситуация с онлайн-обучением во время эпидемии коронавируса. В таких условиях полноценно подготовить детей к обязательному экзамену по иностранному языку будет непросто. Можем ли мы заведомо создать такое неравенство для учеников? Лишить их возможности набрать необходимое количество баллов для поступления в столичные вузы? Поэтому вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку можно, только обеспечив его качественное преподавание во всех школах страны.
- Выходит, что выучить иностранный язык за школьной партой фактически невозможно?
- Возможно. Однако есть определенный набор факторов, влияющих на успешность изучения языка. В первую очередь, это языковая среда, которая позволяет окунуться не только в грамматику с лексикой, но и менталитет другой страны. За этим не обязательно ехать в Лондон, среду можно создать и у себя в городе: читая английскую литературу, слушая музыку на оригинальном языке, изучая традиции, общаясь с носителями. Можно ли все это организовать в школе? Да, и я вижу такие успешные примеры, но здесь мы опять возвращаемся к доступности ресурсов… Многие учителя и хотели бы закупить современные учебные материалы, повысить свою квалификацию (в том числе и за рубежом), но по финансовым причинам не могут этого сделать.
Кроме того, нужно учитывать и разницу поколений, которая также может отражаться на образовательном процессе. Например, преподаватели так называемого поколения Х, или «бумеры» (родившиеся с 1960-го по 1979 год), очень работоспособны, но более консервативны, а школьники поколения Z (2000-2017 годы) любят новизну, современные технологии, они менее усидчивы… Их особо не заинтересуешь текстами типа London is the capital of Great Britain (Лондон - столица Великобритании). Современным учителям и школьникам нужно находить общий язык для сотрудничества.
Математика поможет
- Правда ли, что некоторые люди по своей природе неспособны к изучению языков?
- Лично я за 15 лет своей преподавательской и научной работы таких не встречала. Да, есть люди с хорошей зрительной памятью и музыкальным слухом, которые на лету схватывают информацию, и языки им даются легко. Особенно детям до 7 лет, так как это самый правильный период для изучения иностранных языков. Они будут усваиваться лучше и без помощи родного. Например, если взрослый учит английский язык и видит яблоко, то сначала в его голове всплывет слово «яблоко», а затем перевод. У детей же сразу к яблоку «прилипает» английское apple, и необходимость в промежуточном переводе с родного языка отпадает.
Безусловно, есть те, кому язык дается с трудом, и его изучение требует долгой и упорной работы. И здесь, если мы говорим о школьниках, могут помочь не только дополнительные занятия непосредственно по языку, но также музыке и математике. Музыка развивает слух, а математика помогает понять логику языка, его закономерности. И оба предмета прекрасно развивают память.
- А как насчет произношения?
- Действительно, раньше считалось, что в произношении нужно достичь уровня английской королевы (Queen English). Сегодня стандарт произношения - это когда вас понимают, и ясно, что вы имеете в виду стул, а не стол. Английский язык разнообразен, и все меньше подгоняется под единственно правильную модель.
Сначала поговорим
- Насколько сегодня важно владеть иностранными языками? Ведь даже высокопоставленные чиновники и бизнесмены не всегда могут «связать пару слов».
- Знание иностранного языка (и не только английского) очень обогащает. Оно открывает границы, учит нас понимать «иную» культуру, ее самобытность и закладывает одно из самых важных человеческих качеств сегодня - толерантность. Язык развивает мышление. Ведь одну и ту же мысль мы выражаем на двух языках совершенно по-разному. К слову, именно поэтому русским школьникам и студентам тяжело даются сочинения на английском. Если у нас мысли принято излагать в свободной форме, подводя в конце итог, то в английском все более структурировано - необходимо сначала сформулировать тезисы, а затем их доказывать. В сегодняшнем мире высокой мобильности и многоязычия все больше работодателей будут требовать от сотрудников знания иностранных языков. В том числе и потому, что человек обладает широким мировоззрением, которое сформировалось при изучении языка.
- Дайте практические советы тем, кто хочет говорить поанглийски. С чего начать? Зубрить грамматику или окунуться в общение?
- Важно поставить перед собой конкретную цель - зачем вам нужен иностранный язык? Смотреть фильмы в оригинале; читать литературу на английском; путешествовать и свободно общаться с местными жителями. Определившись, можно подобрать индивидуального репетитора или занятия в группе, найти бесплатные уроки в интернете, начинать читать книги и смотреть фильмы на иностранном языке… Если вы остановили свой выбор на языковых курсах, я советую внимательно изучить их сайт, программы и достижения преподавателей, включая международные сертификаты. Нередко школы в качестве учителей предлагают носителей языка без педагогического образования. С одной стороны, это интересно, так как у студентов есть возможность прикоснуться к другой культуре. С другой, они строят свое обучение на собственной интуиции, в то время как профессиональные педагоги - на знании лингвистики, психологии и социологии. И самое главное - даже на начальном этапе вы сразу же должны начинать общаться. Неправильно, когда изучение идет по принципу: сначала лексика и грамматика, а потом уже поговорим. Нет, мы начнем говорить и параллельно будем узнавать, почему мы так говорим.
**Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что всероссийские проверочные работы и другие исследования показали большое неравенство условий преподавания иностранных языков в школах. Так, в больших городах есть не только хороший уровень преподавания, но и практика применения, а в сельских отдаленных школах она нулевая. Если сегодня ввести обязательный ЕГЭ по английскому - половина учеников России останутся без дипломов.