Раскладываемся на… атомы
- Одна из последних ваших наград - престижная «Азиатская Нобелевская премия». Она вручена за «обширный и важный вклад в математическую физику». А какое применение это имеет в обычной жизни?
- Я работаю уже более 50 лет, так что премию дали по совокупности трудов. Что касается математической физики - это та часть математики, которая обслуживает физику. А физика учит, из чего мы состоим.
- Нас можно «разложить» на атомы?
- Да, мы состоим из молекул, молекулы - из атомов, атомы - из ядер и электронов... Вот этого понимания структуры мы и добиваемся. Этот исторический процесс длится уже две тысячи лет - от древних греков и египтян. Но приобрел современную форму лет полтораста назад, когда химики открыли элементы. Потом оказалось, что одной химии мало. Сейчас дело продолжает физика высоких энергий, элементарных частиц.
- Кстати, ходит легенда, что когда вас представляли на Ленинскую премию за квантовые поля, один из чиновников спохватился: что за поля? Какая от них польза?
- Это реальная история. Только спросил не бюрократ, а ректор Московского университета. Поинтересовался, кто видел эти поля? Ну а раз не видели, как мы узнаем, чем Фаддеев занимается? И премию не дали.
- В наши дни такая история из области курьезов.
- А вот как работает ваш диктофон? Он «пишет» и воспроизводит звук потому, что физики поняли структуру полупроводников. Как можно их использовать, чтобы сделать миниатюрными такие приборы? Современные СD когда-то были огромными пластинками, теперь в ходу компактные диски. Все это достижения современной физики, теории полупроводников и математики. В современных информационных технологиях физика делает железо, а математика - логику. Причем прогресс шагает очень быстро. Вспомним: еще 150 лет назад не было электричества. Первая лампочка Эдисона появилась только в конце прошлого века. Не так давно!
- Эти и другие открытия перевернули жизнь человечества. Однако они были сделаны почти случайно, на уровне интуиции. Но почему?
- В науке много логики, особенно в математике. В физике сначала ставят эксперимент, потом его осмысливают теоретически, предсказывают, что он дает нового, снова проверяют и так движется круговорот знаний.
- Говорят, в конце 40-х годов физику хотели уничтожить так же, как биологию.
- Помогла атомная бомба. Сталин был очень прагматичный человек, понимал силу такого оружия и хотел его иметь. Вызвал Курчатова: тот сказал, что бомба основана на квантовой механике и ничего тут не поделаешь. Так физике отменили смертный приговор.
Уборщица «дороже» профессора?
- Сейчас к науке поворачиваются лицом, но в 90-е годы она была на задворках государственных интересов.
- Много перекосов и сейчас. Читаю объявление: приглашают уборщицу в банк на 15 тыс. А наш сотрудник до недавнего времени получал 8. У меня был оклад - 12. Сейчас получше. Денег в стране достаточно даже в кризис, так что правители поняли: стыдно, когда ученые живут хуже, чем любой клерк в банке.
- На это чиновники обычно говорят: дайте стоящие идеи, а средства мы найдем!
- Мне кажется, что деньги, которые имеет государство, оно должно тратить на промышленность, сельское хозяйство и науку. Потому что в великой стране, а мы великая страна, должна быть фундаментальная наука. Это, кстати, не очень дорого и дает пользу и славу.
В моей области, математике и теоретической физике, мы сегодня нисколько не хуже других. Наше образование до сих пор гораздо лучше, чем европейское. Я 23 года был директором института и брал талантливых выпускников из матмеха и физфака Ленинградского университета. К концу 80-х гг. в Ленинграде сформировался один из лучших математических институтов в мире. На 100 научных сотрудников - 70 докторов наук от 30 до 40 лет! Такого феномена, думаю, нигде не было.
- Очевидно, большинство ученых теперь за границей.
- Всех «растаскали». Из моих собственных учеников - 15 полных профессоров в Америке, Франции, Германии, Англии, Швейцарии. Как не отпустить, если здесь перспективный ученый не может купить ни квартиру, ни автомобиль. Как ему содержать семью? Средний возраст наших сотрудников - за 50. Правда, надеемся, что молодежь начнет появляться. Таких талантов, как в нашем народе, нигде нет. Мои ученики преподают за границей и говорят: надоело, скучно.
Мы оригинальная страна!
- Но разве не все равно, где доказана теорема - в Америке или в России?
- Конечно, наука международна, и ею всюду можно заниматься. Однако профессора должны передавать опыт следующим поколениям. Мне сейчас за 70, моим ученикам - 20. Я не могу полностью понимать психологию человека на 50 лет моложе. А чтобы быть играющим тренером, надо оставаться в команде. Кто заполнит этот пробел?
- Сегодня ставку делают на нанотехнологии. Этот путь оправдан?
- Скептически отношусь к временным лозунгам. Этот - очередной. Надо все развивать! Здесь очень много политики и отмывания денег. На это направление выделили средств больше, чем на всю Академию наук. А результат?
- Может, дело в образовании? Считается, что наша школа дает много ненужных знаний. А западная учит чему-то одному, не распыляется и владеет этим предметом в совершенстве.
- Абсолютный противник такого подхода. Смешно говорить, что обширные знания не нужны. Они определяют развитие ума, культуру. Я в 12 лет читал Шекспира, потом мне легко было учить историю Средних веков. Это не нужно для математики, но для культуры - важно. А сегодня нас убеждают: достаточно, чтобы человек умел достать деньги из машины, говорить по-английски, быть коммуникабельным, конкурентоспособным. Все. Считаю, что таким образом готовят рабов - системы, государства. Люди знающие остаются сами по себе.
Моя внучка какое-то время ходила в школу в Финляндии и ничему не научилась. Там же отметки плохой нельзя поставить, это может обидеть, травмировать на всю жизнь. Но образование - это насилие. Другое дело, что оно должно уравновешиваться интересом, благоприятной атмосферой вокруг. Немаловажна хорошая семья, отношения с родителями.
- Впереди у нас еще интеграция в Болонский процесс, а это уже полное подчинение западному образцу.
- Считаю это вредительством в последней степени. Почему везде должна быть унификация? Мы оригинальная, творческая страна! Нам во времена Ельцина прислали из ОБСЕ какую-то программу по образованию и сказали, что она прекрасно работает в Перу и Южной Африке. В таком стиле они нас до сих пор и рассматривают.
Должно быть обязательно фундаментальное образование, чтобы готовить творческих людей. Считается, что институты призваны выпускать инженеров, знающих только определенную технологию. Но через пять лет она изменится, и человек не сможет перестроиться. Надо менять навыки, а для этого ты должен мыслить. К сожалению, мы этому учить почти перестали.
Смотрите также:
- «В России - интереснее»! Жорес Алфёров о реформах, любви и утечке мозгов →
- «В науку - не за деньгами». Учёный Станислав Смирнов о главном капитале →
- Людвиг Фаддеев: «Образование – не услуга, а знания – не ремесло» →