На физическом факультете СПбГУ начался цикл лекций "Физика и теология". Лекции читает выпускник физического факультета, настоятель университетской церкви Святых Апостолов Петра и Павла, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН.
Сознание определяет бытие
- Отец Кирилл, зачем физикам теология?
- В свое время наука, и физика в том числе, воспринималась как естественная теология. Средневековые богословы полагали, что если мы поймем законы этого мира, то сможем нечто узнать и о Творце этих законов. Современная наука забыла об этом изначальном устремлении. Это не пошло на пользу ни науке, ни богословию. И не случайно сегодня многие исследователи говорят о кризисе фундаментальной науки. Для того чтобы понять причины этого кризиса, найти пути его преодоления, мы должны вернуться к началу, к той точке, откуда начался рост науки, и заново переосмыслить ее развитие. Задача моего курса и заключается в том, чтобы сделать явным для людей, которые собираются заниматься физикой, те богословские предпосылки, на которых зиждятся современные естественные науки.
- Фундаментальная наука переживала кризис и сто лет назад, но потом появились квантовая механика и теория относительности:
- Самое радикальное открытие физики XX столетия - это осознание того факта, что многие свойства материи не существуют в отрыве от наблюдений. В 1982 году группа французских физиков экспериментально доказала, что элементарные частицы не обладают ни координатами, ни импульсом, ни скоростью, если мы не производим над ними наблюдения. В 2005 году за эти работы французы получили Нобелевскую премию. Их эксперименты выявили, что в определенном смысле слова мир зависит от сознания наблюдателя. То есть человек самим способом постановки вопросов очень сильно влияет на мир, в каком-то смысле становится сотворцом Творца.
Вся предшествующая наука базировалась на представлении о том, что мир независим от наблюдателя. Сегодня необходимо понять, каким образом сознание наблюдателя, его воля, его логос включены в реальность мира. На мой взгляд, это и есть путь преодоления кризиса.
- И чем здесь может помочь теология?
- Сознание человека проявляется в языке. С точки зрения христианской традиции, язык - это и есть сущностное свойство человека. Именно в слове мы встречаемся с Богом. Вспомните начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово:" С другой стороны, когда в Библии рассказывается о сотворении Адама, то говорится, что Бог дал ему повеление "нарекать имена твари". Наречение имен - это указание на то, что человек призван познавать мир, ведь имя должно выражать сущность именуемого. Кроме того, человек должен силой своего слова преобразовывать мироздание. Мне кажется, что обращение к богословской традиции поможет понять, как это происходит. Церковь - это не просто социальная организация, Церковь - это прежде всего уникальный опыт соприкосновения со Словом, помогающий не просто осознать язык как дар Творца, но и помогающий ему стать средством сообщения с Богом. И средством познания человеком самого себя.
Фундаментальная наука тоже ставит своей задачей познание мира и человека в этом мире. Сейчас мы видим оживление интереса к миру духовному. В конце концов религия станет более весомой компонентой человеческой жизни. Когда мы сегодня говорим о знании и вере, то подразумеваем некое противопоставление. В будущем характер этого отношения изменится. Вера должна становиться более знающей, а знание более верующим.
В университеты придут богословы
- Вы считаете, что такие курсы необходимы во всех высших учебных заведениях?
- Широта взгляда на мир всегда помогает человеку в его профессиональных занятиях. С другой стороны, студенческая пора - это время самых интенсивных поисков человеком своего места в жизни. Думаю, студентам такие курсы должны быть интересны.
- Но мы живем в светском государстве:
- Мне кажется, что термин "светское" понимается не совсем правильно. Светское означает - не клерикальное, но вовсе не значит, что атеистическое. Мы все говорим о демократии. Демократия - это власть большинства. А у нас получается - диктат меньшинства. По социологическим опросам, около 80% граждан России называют себя верующими, причисляют себя к той или иной конфессии. Поэтому естественно, что богословская проблематика должна обсуждаться в вузах. Кроме того, Россия присоединилась к Болонскому процессу. А он предусматривает, что богословский факультет обязательно должен быть в каждом университете. Во многих провинциальных российских университетах они уже есть. В СПбГУ недавно появился научно-богословский центр междисциплинарных исследований, создана кафедра библеистики. Думаю, со временем она превратится в богословский факультет.
- А в школе?
- Как минимум, необходим какой-то ознакомительный курс, чтобы не было той страшной дремучести, с которой мы сталкиваемся сегодня. Но здесь важно не перегнуть палку. Между прочим, в начале XX века в России шли оживленные дискуссии о необходимости преподавания в школе закона Божьего. И многие архиереи были против обязательного изучения этого предмета в сетке часов, поскольку в том виде, в котором тогда существовал, он зачастую воспитывал атеистов.
- Недавно родители одной питерской школьницы инициировали судебный процесс против навязывания теории Дарвина в общеобразовательных школах. Предлагают, например, одновременно преподавать креационизм - доктрину о сотворении мира и человека Богом. Тоже своего рода расширение горизонта. Как вы к этому относитесь?
- Это абсурдное предложение. Креационизм - наивная концепция, основанная на поверхностном понимании Писания. На мой взгляд, и Дарвина часто понимают неправильно. Он вовсе не утверждал, что человек произошел от обезьяны. Да, мы имеем с приматами много общего. Но специфика человека в его словесности, а не в телесности. Любопытно, что все попытки объяснить наличие языка как функции мозга не привели к успеху. В свое время выдающийся советский историк и антрополог Борис Федорович Поршнев, будучи убежденным материалистом, решил доказать, что человек произошел от обезьяны. Но в результате он пришел к выводу, что между человеком и животным - непроходимая пропасть. И пролегает она по грани языка. Человек - это не сложно организованное животное, а в определенном смысле антиживотное. Поршнев опирался на исследования Ивана Петровича Павлова, который ввел понятие второй сигнальной системы - языка. Павлов подчеркивал, что вторая сигнальная система оказывает постоянное тормозящее воздействие на первую - наши инстинкты. То есть мы все время отрицаем в себе животность. Почему наша жизнь так тяжела? Потому что наша человечность постоянно борется с нашей животностью. Нам естественно есть от пуза, пить, спать, желать всех женщин. Но если человек начинает идти по этому пути, то для него это оказывается разрушительным. Можно сказать, что вся человеческая культура берет начало в тяжелой борьбе между нашей словесностью и плотяной тяжестью наших кожаных риз.
Жизнь как эксперимент
- В университетскую церковь много студентов ходит? Свечки ставят перед экзаменами?
- В университетскую церковь ходит мало студентов. Во-первых, далеко не все знают, что она есть. Во-вторых, многие не любят ходить в храм там, где учатся или работают. Любопытно, кстати, что в университете верующих больше среди естественников, чем среди гуманитариев. Казалось бы, философы должны быть верующими - они истину ищут. Или филологи - они со словом работают. Но философы сегодня часто занимаются построением оригинальных концепций, не задумываясь, насколько они соотносятся с реальностью. Гуманитарии сопоставляют разные точки зрения, и за многообразием этих мнений пропадает уникальность и объективность истины. А естественники вынуждены свои умозрительные концепции соотносить с реальностью. Для них важен эксперимент. Но он важен и для религиозного человека. Вся его жизнь - своего рода эксперимент по проверке взаимоотношений между ним и Богом.
- Молодежь часто упрекают в легкомысленном отношении к жизни, в прагматизме, отсутствии идеалов. Как вы оцениваете современное студенчество?
- Те студенты, с которыми я общаюсь, мне нравятся. Они шире, восприимчивей, чем в наше время. Для них характерна устремленность вперед, тяга к познанию истины. Молодежь сегодня принято ругать, но молодежь ведь очень разная.
Сегодня студенты поставлены в тяжелые условия. Они вынуждены заботиться о хлебе насущном. Думать, как заработать. На стипендию, как было в наше время, не прожить. Условия очень сложные, по-моему. И удивительно, что даже в таких тяжелых условиях находятся люди, ищущие истину. Ведь это же настоящее чудо! Казалось бы, со всех сторон нам навязывается прагматический способ поведения. Но есть люди, которые не являются прагматиками и согласны за нищенскую зарплату заниматься поисками истины. Конечно, их немного. Но их всегда было немного. Удивительно, что они есть сегодня.