«Икона старой России». Как княжна Татьяна стала игуменьей Тамарой

Со своим первым мужем Татьяна познакомилась зимой 1910 года в Осташевском имении великокняжеской четы Романовых. © / Public Domain

Правнучке императора Николая I довелось пережить смерть двух мужей, шести братьев и любимых родственников. Она помнила Первую и Вторую Мировые войны, пришествие к власти большевиков и гибель царской семьи. Спастись ей удалось, бежав с детьми из России в 1918 году. За границей она постриглась в монахини и уехала в Иерусалим, где долгие годы была игуменьей Вознесенского монастыря на Елеонской горе.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает судьбу старшей дочери великого князя Константина Константиновича, которая от после тягот мирской жизни ушла в монастырь, приняв имя Тамары, в память о легендарной царице, потомком которой был её первый муж.

«Благочестивые дети»

Родителями Татьяны был великий князь Константин Константинович и Елизавета Августа Мария Агнесса, вторая дочь принца Саксен-Альтенбургского. При первой встрече 16-летняя принцесса пленила красотой Константина, который приходился ей троюродным дядей. Но после свадьбы, которая состоялась в Петербурге в апреле 1884 года, князя постигло разочарование.

 «Со мной у неё редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, не стоящим никакого внимания. Переделаю ли я её на свой лад когда-нибудь? Часто мною овладевает тоска», — писал он в своем дневнике.

Несмотря на это, в их союзе родились девять детей: шесть сыновей и три дочери. Третьим по старшинству ребенком стала Татьяна.

Семья Великого князя Константина Константиновича. Фото: Public Domain

По воспоминаниям близких, Константин Константинович был очень религиозным человеком, своих детей он воспитывал в строгости и дисциплине.

«В молельной у отца, в Мраморном дворце, между кабинетом и коридором, висело много образов и всегда теплилась лампадка. Каждый день приносили в молельню из нашей домовой церкви икону того Святого, чей был день. Эти иконы, все в одном и том же стиле, дарили отцу мои дяди, Сергей Александрович и Павел Александрович. Позднее, когда мы подросли и уже самостоятельно приходили к отцу здороваться, дежурный камердинер нам говорил, что нельзя войти, потому что «папа молится», - вспоминал годы спустя его сын Гавриил.

   
   
Татьяну «мечты о монашестве посещали с отроческих лет». Фото: Public Domain

Религиозность отца переняла и Татьяна, которую «мечты о монашестве посещали с отроческих лет». В своих мемуарах брат рассказывал, что среди всех икон сестра выделяла образ Божьей Матери, перед которым когда-то любила молиться супруга Павла I, императрица Мария Федоровна. «Татьяна заметила, что молитвы, творимые перед этим образом, бывают услышаны и исполнены», - писал он.

Часто в Мраморный дворец, где жила семья, приезжал отец Иоанн Кронштатдский. Татьяна запомнила на всю жизнь эти встречи, когда батюшка гладил их, малышей, по голове и говорил: «Вот это благочестивые дети».

Позже, когда весь мир и жизнь, казалось, рушились, именно вера помогала ей выстоять.

Любовь вместо прав на престол

Со своим первым мужем Татьяна познакомилась зимой 1910 года в Осташевском имении великокняжеской четы Романовых. Внимание 20-летний княжны привлек корнет Кавалергардского полка Константин Багратион-Мухранский. Несмотря на то, что юноша был потомком старинного княжеского рода, он был не ровней Татьяне. Вспыхнувшая между молодыми людьми симпатия, напугала ее родителей. Великий князь даже потребовал, чтобы Багратион покинул Петербург. Корнет подчинился его воли и уехал в Тифлис, откуда дальше должен был отправиться в Тегеран, чтобы присоединиться к казачьей части, бывшей в конвое у Персидского шаха. 

Расставание с возлюбленным тяжело давалось княжне. Она буквально угасала на глазах. Чтобы как-то поддержать дочь, ее мать попросила купить для нее книгу о Грузии, стране, откуда был родом Багратион-Мухранский. Так в руки Татьяны попала работа профессора Николая Марра «Царица Тамара или время расцвета Грузии. XII век», которая сыграла огромную роль в жизни девушки. Образ царицы произвел на нее большое впечатление, к тому же Константин считался прямым потомком царицы Тамары.

После того, как влюбленные провели год вдали друг от друга, состоялся семейный совет Романовых. Император Николай II дал согласие на этот брак, но с одним условием – Татьяна должна была письменно отказаться за себя и своих потомков от прав на престол. Княжна была готова на все. Свадьба состоялась в августе 1911 года в узком семейном кругу. Через год у пары на свет появился первенец, которого нарекли Теймуразом, а еще через два – дочь Наталья.

Свадьба состоялась в августе 1911 года в узком семейном кругу. Фото: Public Domain

«Царская Семья держит себя на высоте»

Но семейное счастье длилось недолго. С началом Первой Мировой войны на фронт ушли пять братьев Константиновичей и супруг Татьяны.

«Мы все пять братьев идем на войну со своими полками. Мне это страшно нравится, так как это показывает, что в трудную минуту Царская Семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне радостно, что мы, Константиновичи, все впятером на войне», - не без гордости писал в своём дневнике ее брат Олег.

Его не стало осенью 1914 года. Он был смертельно ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова. Брату Татьяны был 21 год.

В начале Великой войны 1914 года Константин в рядах Кавалергардского полка ушел на фронт. Фото: Public Domain

Война продолжалась, и на передовую рвался и ее муж. По воспоминаниям Гавриила, Костя Багратион мечтал перейти в пехоту, где из-за страшных потерь недоставало офицеров. Конечно, Татьяне это желание было не по душе, но она согласилась.

 «20 мая утром я получил записку от матушки, в которой она сообщала, что Костя убит. Ген. Брусилов, командовавший Юго-западным фронтом, телеграфировал отцу, что Багратион пал смертью храбрых 19 мая под Львовом. Он командовал ротой и был убит пулей в лоб, чуть ли не в первом бою. Когда я пришел к Татиане, она сидела в Пилястровом зале и была очень спокойна. Слава Богу, она очень верующий человек и приняла постигший ее тяжкий удар с христианским смирением. Она не надела черного платья, а надела все белое, что как-то особенно подчеркивало ее несчастье», - писал он в своих мемуарах.

26-летнейго Константина Багратиона похоронили в старинном грузинском соборе, в Мцхете. Когда Татьяна Константиновна ехала на похороны супруга, в дороге ее настигла новая беда – в Павловске скончался ее отец. Константин Константинович, тяжело переживавший утрату сына, умер в своем кабинете на глаза у 9-летней дочери Веры.

«Отца бальзамировали в антресольном помещении, рядом с кабинетом Императора Павла; в этом помещении, кажется, была его камердинерская. Доктора обнаружили в сердце язву. Теперь стали понятны слова отца, что иной раз он ощущает «раны в сердце». Впрочем, он редко жаловался на свои страдания и все таил в себе», - описал те дни Гавриил.

После революции

Грянувшая в России революция застала Татьяну Константиновну в Петрограде. Вскоре были арестованы ее братья Иоанн, Константин и Игорь, в Вологду выпасли ее дядю - великого князя Дмитрия Николаевича, который с возрастом почти ослеп. Чтобы ухаживать за ним,  в Вологду последовала и Татьяна с детьми. Через 1,5 года его судьба и судьба братьев Татьяны была решена. Их расстреляли в ответ на убийство в Берлине Розы Люксембург и Карла Либкнехта.

Корнет лейб-гвардии Конногренадерского полка Александр Васильевич Короченцов на костюмированном балу. Фото: Public Domain

Княжна поняла, что ей угрожает опасность и бежала в Киев, а затем в Румынию и Швейцарию. В этой дороге ее сопровождал полковник Александр Васильевич Короченцов, адъютант Дмитрия Константиновича. Невзгоды сблизили их и в ноябре 1921 году в Женеве они сочетались браком. Но через три месяца Короченцов подхватывает дифтирит и умирает.

Мысли о монашестве все чаще посещали ее. После того, как ее дети выросли, Татьяна Константиновна приняла постриг с именем Тамары. После Второй Мировой войны она уехала в Иерусалим, где стала настоятельницей Елеонского монастыря. Среди монахинь ее часто называли «иконой старой России» и «царственной игуменьей».

Игуменья Тамара, в миру - княжна императорской крови Татьяна Константиновна – скончалась 28 августа 1979 года. Ей было 89 лет.